Для этого в дизельных агрегатах на горючую смесь создается
достаточно высокое давление и в конце процесса температура сжатия содействует
воспламенению горючего. Смесь в бензиновых агрегатах подпаливается искрой,
которая появляется от автосвечи. Образовавшееся пламя от электродов автосвечи
распространяется к сторонам всей камеры сгорания. От свечи зажигания фронт
пламени идет к дальней стороне камеры сгорания, в результате чего еще до появления
огня может случиться самовоспламенение свечи. Из-за этого образуется небольшая
ударная волна, которая на своем пути встречается с топливом, уже подготовленным
к воспламенению.
Горючая смесь от сокращения сразу воспламеняется. Если
говорить в общем, то волна — это детонация, скорость которой в цилиндре двигателя
доходит до 1000 м/с, что быстрее обычного фронта огня в несколько раз. При этом
можно услышать металлический звук. Как правило, такой процесс проявляется как
на средних, так и на больших оборотах двигателя. Кратковременная и слабая
нагрузка не наносит серьезного вредного воздействия. Более того, чем к
детонации обстоятельства сгорания в агрегате, тем больше его КПД. При сильной
детонации страдают все детали камеры сгорания.
Уровень сжатия в дизельных двигателях намного выше, поэтому
топливо нагревается в них до 500 градусов и может без помощи искры самовоспламениться.
Уровень сжатия в бензиновых моторах меньше, поэтому в цилиндрах температура
тоже ниже. Стоит отметить также, что у бензина способность самовозгораться
ниже, нежели у дизельного топлива.
Почему образуется детонация
При появлении металлического звука детонации, необходимо
проверить состояние двигателя и устранить причину детонации. Разбираться в чем
причина детонации можно очень долго, но можно сказать одно - что к детонации
двигателя привело невнимательное отношение к автомеханике. Чаще всего детонацию
вызывает совокупность нескольких факторов, реже один фактор. Мы приведем
некоторые из причин, приводящих к детонации.
Октановое число
Октановое число топлива — самая распространенная причина появления детонации. Это мера
стойкости горючего к детонации или самовозгоранию. Чем октановое число выше,
тем выше порог детонации. Переходить на высокое октановое число нужно в том
случае, если качество топлива находится под сомнением, а вообще лучше сменить
марку топлива.
Настройка зажигания
Неправильную установку угла опережения зажигания сложно
назвать неисправностью системы, это больше ошибки регулировки самой системы.
Проверка максимального и статического угла опережения зажигания почти всегда
показывает несоответствия, которые имеются в системе зажигания. Причиной многих
неисправностей может быть устройство управления углом обгона зажигания по датчику.
Одна из неисправностей — это ошибка в обнаружении детонации и поступках по ее устранению. При обнаружении
неисправности датчика детонации, рекомендуется заглянуть в инструкцию по
эксплуатации системы либо же изучить инструкцию к автомобилю.
Бедная смесь
Детонации может способствовать обедненная рабочая смесь, чем
меньше испаренного топлива, тем меньше поглощается теплоты. Следовательно,
бедная смесь лишь увеличивает температуру, а это главная причина
детонации. Агрегат с турбонаддувом в
отличие от обычного атмосферного двигателя требует более богатых смесей,
дополнительное топливо при этом действует аналогично жидкому промежуточному
охладителю.
Противодавление
отработанных газов
Маленькая турбина обычно в выпускном коллекторе блокирует
выхлопные газы. Но в некоторых случаях приводит к тому, что в системе из-за
сужения увеличивается обратное давление. В результате горячие газы удерживаются
противодавлением в камере сгорания. Любая неисправность, увеличивающая
противодавление, приводит к ухудшению детонационной стойкости двигателя.
Температура
окружающей среды
Иногда помимо того, что все работает неправильно,
добавляются еще и перепады температуры окружающей среды. Системы турбонаддува,
которые работают с высоким уровнем наддува на пределе порога детонации, легко
преодолевают эту границу, если температура воздуха меняется в худшую сторону.
Промежуточный
охладитель
Промежуточный охладитель негативно сказывается на пороге
детонации агрегата с турбонаддувом. То, что снижает действенность
промежуточного охладителя, снижает и порог детонации. Промежуточный охладитель
нуждается в периодическом обслуживании — удалении разного мусора, который
застревает перед ним, удаление изнутри
масляного налета, который при нормальной эксплуатации накапливается. Учтите,
что масляный налет существенно снижает эффективность данного элемента
автомобиля.