Однако на все это можно посмотреть и под другим углом. Овеянный легендами Ли Яккока, человек, спасший Chrysler от разорения и экс-президент Ford Motor Со, опровергал подобные размышления. Он пояснял, что автомобильной компании невыгодно изготавливать некачественные и недолговечные детали. Сэкономив на установке плохой шестерни , фирма рискует потратить на гарантийный ремонт гораздо больше. И процент этого риска велик: плохонькая деталь выходит из строя сразу. В таком случае фирма сама себя обманывает. Отчеты о продажах будут "жизнерадостными", а реальные расходы - убийственными. После подсчета этих расходов менеджерам предстанет финансовая картина, написанная в мрачных тонах.
Следующий довод против автомобилей, сделанных "по-советски", - падение спроса. Падающий спрос уменьшает прибыли. А это заставляет поднимать цену: затраты на производство уменьшаются не так быстро, как прибыли. В результате некачественный автомобиль становится дороже! Это подтверждает нынешнее положение на американском рынке малолитражек. Происходит стремительное падение спроса на автомобили, сделанные Большой Тройкой. И это падение в точности соответствует росту спроса на японские автомобили этого класса. Данные World Automotive Reports более чем красноречивы.
Что же случилось с патриотизмом янки, подписывающего чек на прилавке автомагазина японской фирмы? Ничего. Просто, предложенная цена вступает в реакцию с прагматизмом - тоже характерной чертой американцев. И последняя черта успешно завершает дело, начатое японскими маркетологами. Получается так, что при более высоком качестве их автомобили оказываются дешевле. И это при том, что себестоимость, т.е., затраты на изготовление качественных автомобилей, выше!
Из 56 миллионов сделок по продажам автомобилей в США в 1996 году 40 миллионов были заключены на подержанные машины. Это говорит о том, что новые автомобили преимущественно не продаются, а сдаются в долгосрочную аренду (2-3 года). Затем они или отправляются в прокатные фирмы, или продаются - уже как подержанные. Вот эту-то ситуацию и использовали бывшие "друзья" Америки по Пирл-Харбору и Хиросиме. Они берут минимальную прибыль с первой аренды, зная, что, вернувшись через пару лет, Civic или Corolla будут в лучшем состоянии, чем Neon или Escort! Они не потребуют посещения СТО, и их можно будет продать по более высокой цене, чем нац-кары США. Суммарный доход оказывается выше, а потребитель расходует меньше (с учетом затрат на ремонты) - и получает более качественную вещь! Так, в Детройте трехлетняя аренда Toyota Corolla стоит 0 в месяц. Neon на тех же условиях обойдется в 0.
Стоит, по-видимому, отметить, что распределение прибылей между этапами смены владельцев возможны лишь при наличии высокоразвитой дилерской сети и распространенного прокатного бизнеса. Поэтому на Украине отпускная цена нового Ford Escort закономерно ниже и колеблется в районе 12 тысяч тех самых долларов, которые у нас стыдливо называются "условными единицами".
Однако, в это время Civic "идет" за 18 тысяч долларов, a Corolla - за 19. Вот тут и сказывается разница в качестве, т.е., себестоимости.
Работникам подразделения Saturn корпорации GM сообщили "радостную" новость: их заводы из-за низкого спроса сокращают производство на 17%. Приблизительно таким же способом "выкручивается" и Chrysler. Кроме того, американцам, утратившим любовь к нац-карам, предлагают вернуть ее посредством скидок (до 00). Однако, как известно, вернуть любовь практически невозможно: для этого требуется новый объект, т.е., новые модели. Поэтому большие надежды возлагают сейчас в Детройте на модернизированный Neon, который появится в следующим году. А ведь совсем недавно Chrysler чествовал его предшественника как будущего чемпиона. GM рассчитывает на новый Saturn, ожидаемый в 2000 году, - а ведь совсем недавно проект Saturn объявляли чуть ли не революцией в производстве автомобилей.
Вот это конкуренция! Глядя на нее, воистину радуешься за тех людей, которые живут в подобных условиях: ведь производители сражаются за качество вещей, которые вскоре будут иметь простые обыватели! Нам остается надеяться, что конкуренция вскоре заработает и у нас, а производители станут сражаться за количество потребителей путем повышения качества - и не на какой иной стимулирующей основе.