В марте 2009-го года в законодательство были внесены поправки, которые позволяют автомобилистам заниматься оформлением европротокола при дорожно-транспортном происшествии самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД.
Данные изменения призваны существенно упростить жизнь водителей, которым с внесением изменений в законодательство больше не приходится часами дожидаться сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Ни для кого не секрет, что количество ДТП на отечественных дорогах неимоверно велико, и автомобилистам даже сегодня порой приходится проводить часы в ожидании инспекторов. В большинстве случаев даже малейшая авария может стать причиной образования большой пробки. Дорожно-транспортные происшествия случаются ежедневно. Меньшая часть аварий, к счастью, сопряжена с серьезными повреждениями транспортных средств и пострадавшими, большая же часть ДТП сопряжена с царапинами и мелкими повреждениями, оформлением которых вполне могут заняться сами участники ДТП без участия ГИБДД. В этом случае автомобилистам не приходится дожидаться сотрудников ГИБДД в течение продолжительного времени, вследствие дорожно-транспортного происшествия, которое оформлено самими участниками, при этом не возникают большие пробки.
Таким образом, европротокол при ДТП является ценным европейским опытом, который (пусть с проблемами) внедряется в отечественные реалии.
Преимущества самостоятельного оформления ДТП
Вся процедура не отличается сложностью. Участникам дорожно-транспортного происшествия нет никакой необходимости ждать экипаж ДПС, они могут сразу же озадачиться заполнением бланка извещения о ДТП, который, как правило, приложен к страховому полису ОСАГО. Заполнение европротокола при ДТП самими участниками дорожного происшествия существенно снижает нагрузку на инспекторов, ведь они, помимо исполнения своих прямых служебных обязанностей, занимаются и оформлением ДТП. После оформления необходимых бумаг и документов сторона, которая признана пострадавшей, должна обратиться в страховую компанию для получения страховой выплаты. Так в общих чертах выглядит действие европротокола. На практике же автомобилистам следует учитывать массу нюансов. Ведь малейшая оплошность при оформлении может лишить пострадавшего положенной страховой выплаты. А страховые компании, надо сказать, в большинстве случаев ищут малейшую возможность лишить своего клиента положенных выплат.
Изменения, казалось бы, были внесены во благо:
Оформление и заполнение европротокола при ДТП
Процедура оформления европротокола не отличается особой сложностью. Самостоятельное оформление этого документа возможно в случае:
Впрочем, нередко ситуация развивается по-иному сценарию. Один из участников в момент дорожно-транспортного происшествия признает себя виновником, но через некоторое время, проштудировав дома ПДД или взяв консультацию у профессиональных водителей, он выясняет, что его вины в аварии нет. Что делать в такой ситуации? Законодатели на этот вопрос не дают четкого и прямого ответа. Таким образом, единственный выход из этой ситуации - попытаться вновь разобрать и согласовать детали ДТП с другой стороной, которая изначально по обоюдному согласию была признана потерпевшей.
Схема дорожно-транспортного происшествия должна отображать максимум достоверной информации. В частности, схема ДТП не может называться качественной и правильно составленной без:
Исправления в бланке европротокола недопустимы. После того как мнения участников относительно деталей аварии сошлись и был составлен документ, обоим автомобилистам следует подтвердить все это своей подписью, которая ставится в документе. Опытные водители советует в обязательном порядке постараться заручиться поддержкой людей, которые стали очевидцами ДТП. В крайнем случае, желательно взять у них контактные данные. Кроме того, участникам аварии тоже нелишне обменяться друг с другом номерами телефонов. Следующий этап - обращение на пост (в отдел) ГИБДД с пакетом подготовленных бумаг, где участникам аварии должны выдать справку по ДТП, определения и постановление. Там же для упрощения работы инспекторов можно предоставить фотографии и видеозапись, сделанные на месте происшествия.
Необходимо отметить, что с появлением возможности самостоятельного оформления дорожно-транспортного происшествия появились и те, кто на оформлении европротокола при ДТП старается заработать деньги. В данном случае речь идет о многочисленных службах аварийных комиссаров. К примеру, если автомобилист, попавший в аварию, не располагает уверенностью в том, что сумеет правильно оформить все нужные бумаги, то ему на помощь приходят службы аварийных комиссаров, которые окажут водителю помощь и выполнят все необходимое. Добросовестные службы, как правило, занимаются не только непосредственным оформлением ДТП, но и сопровождением автолюбителя до момента получения страховой выплаты. Следует отметить, что услуги аварийных комиссаров оплачиваются либо обоими участниками дорожно-транспортного происшествия, либо одним из них.
Обращение в страховую организацию
Следующий этап - обращение в страховую компанию. Общение со страховщиками является, пожалуй, самым сложным этапом. Автомобилист, попавший в ДТП, заинтересован, прежде всего, в ремонте своего транспортного средства, а не в заполнении множества бумаг и беготне в страховую компанию. Для ремонта ему необходимы деньги, которые ему полагаются от страховой компании. Вместе с тем, у страховщиков, как правило, находится уйма причин, чтобы либо отложить выплату страховки, либо полностью отказать в возмещении ущерба. Именно в этом и кроется главная причина того, что европротокол за четыре года так и не сумел найти должного распространения среди отечественных автомобилистов. Дело в том, что получение страховой выплаты по ДТП, которое было оформлено самостоятельно с помощью европротокола, является делом хлопотным и зачастую, к сожалению, невыполнимым.
Согласно действующему законодательству, страховая компания может на вполне законных основаниях отказать в возмещении ущерба только в двух случаях:
Безусловно, мотивы страховых организаций понятны: подобными мерами они пытаются оградить себя от мошенников, промышляющих заработком денег на авариях с помощью упрощенной схемы оформления ДТП. Но от подобных мер не должны страдать добросовестные автомобилисты, имеющие законное право на получение страховой выплаты. Добиваться возмещения ущерба можно и нужно! Итак, если страховая компания отказывается возмещать ущерб по ДТП, которое оформлено с помощью европротокола самостоятельно, то следует потребовать от организации письменного отказа. А уже с письменным отказом водитель может обратиться в суд с иском. Судебное решение вполне может обязать страховую компанию выплатить потерпевшему причитающуюся сумму денег. Помимо прочего, существует Федеральная Служба по Финансовым Рынкам, в которую можно обратиться с жалобой на страховую компанию, к которой следует прикрепить письменный отказ страховщика от возмещения ущерба. Аналогичным образом нужно действовать в случаях, когда страховщик в качестве причины отказа называет то, что виновник ДТП не предоставил транспортное средство к осмотру.
Ограничения по сумме возмещения ущерба
Сумма возмещения ущерба по дорожно-транспортному происшествию, оформленному самостоятельно участниками посредством европротокола, не может быть свыше 25 тыс. рублей. Ущерб, который возникает вследствие большей части аварий, вполне укладывается в указанную сумму. Если из-за аварии появилась трещина на бампере (разбилась фара, сломалась решетка радиатора или помялось крыло), то ремонт этих повреждений с легкостью можно осуществить за сумму, находящуюся в пределах 25 тыс. рублей. Таким образом, указанная сумма является вполне реальной, но только для отечественных автомобилей. В случае с автомобилями иностранного производства дело обстоит сложнее, поскольку ремонт одного только сломанного бампера может обойтись в сумму, превышающую законодательно закрепленный порог.
В тех случаях, когда сумма ущерба превышает 25 тыс. рублей, желательно все-таки вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Дело в том, что страховые организации не могут выйти за пределы установленной суммы в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие было оформлено посредством европротокола. Даже обращение в суд в таких ситуациях ни к чему не приводит. Таким образом, ограничение в 25 тыс. рублей является, пожалуй, основным недостатком «упрощенной» схемы оформления ДТП.
Необходимо отметить, что заграницей дорожно-транспортное происшествие оформляется с помощью европротокола в любом случае, кроме тех, когда в ДТП пострадали люди. И это неудивительно, поскольку за рубежом отсутствуют ограничения максимальной суммы страховой выплаты. Нужно отметить, что в нашей стране ведутся регулярные дискуссии о повышении верхней планки. Однако дальше ожесточенных дебатов дело не пошло.
Таким образом, европротокол при ДТП является ценным европейским опытом, который (пусть с проблемами) внедряется в отечественные реалии.
Преимущества самостоятельного оформления ДТП
Вся процедура не отличается сложностью. Участникам дорожно-транспортного происшествия нет никакой необходимости ждать экипаж ДПС, они могут сразу же озадачиться заполнением бланка извещения о ДТП, который, как правило, приложен к страховому полису ОСАГО. Заполнение европротокола при ДТП самими участниками дорожного происшествия существенно снижает нагрузку на инспекторов, ведь они, помимо исполнения своих прямых служебных обязанностей, занимаются и оформлением ДТП. После оформления необходимых бумаг и документов сторона, которая признана пострадавшей, должна обратиться в страховую компанию для получения страховой выплаты. Так в общих чертах выглядит действие европротокола. На практике же автомобилистам следует учитывать массу нюансов. Ведь малейшая оплошность при оформлении может лишить пострадавшего положенной страховой выплаты. А страховые компании, надо сказать, в большинстве случаев ищут малейшую возможность лишить своего клиента положенных выплат.
Изменения, казалось бы, были внесены во благо:
- водителей, которым больше не приходится ожидать инспекторов ГИБДД из-за несерьезных царапин и сколов;
- сотрудников ГИБДД, у которых в связи с нововведениями должна была существенно снизиться нагрузка;
- других участников движения, которым больше не приходится тратить в пробке, возникшей из-за ДТП, время, деньги и горючее.
Оформление и заполнение европротокола при ДТП
Процедура оформления европротокола не отличается особой сложностью. Самостоятельное оформление этого документа возможно в случае:
- если в дорожно-транспортном происшествии отсутствуют физически пострадавшие люди или погибшие (если в ДТП физические увечья получил даже один человек, то вариант разрешения ситуации с помощью европротокола полностью отпадает; в таких случаях следует дождаться сотрудников ГИБДД);
- если участниками ДТП являются два автомобиля, водители которых имеют при себе страховые полисы;
- если оба автомобиля, попавшие в ДТП, способны продолжить движение и покинуть место происшествия своим ходом без вызова эвакуатора;
- если виновник ДТП признал свою вину в добровольном порядке;
- если участники ДТП не имеют каких бы то ни было разногласий относительно деталей аварии;
- если ущерб в денежном выражении не превышает сумму в 25 тыс. рублей (ущерб в данном случае оценивается визуально обоими участниками ДТП).
Впрочем, нередко ситуация развивается по-иному сценарию. Один из участников в момент дорожно-транспортного происшествия признает себя виновником, но через некоторое время, проштудировав дома ПДД или взяв консультацию у профессиональных водителей, он выясняет, что его вины в аварии нет. Что делать в такой ситуации? Законодатели на этот вопрос не дают четкого и прямого ответа. Таким образом, единственный выход из этой ситуации - попытаться вновь разобрать и согласовать детали ДТП с другой стороной, которая изначально по обоюдному согласию была признана потерпевшей.
Схема дорожно-транспортного происшествия должна отображать максимум достоверной информации. В частности, схема ДТП не может называться качественной и правильно составленной без:
- плана участка дороги, на котором указывается и названия улиц, и номера домов;
- схематического изображения положения транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия;
- заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии, в которое вписываются объяснения участников о случившейся аварии (не лишним будет выполнить фото- и видеосъемку места ДТП и машин-участниц);
- указания марок и номеров автомобилей, которые стали участниками дорожно-транспортного происшествия;
- указания направления движения каждой машины, ставших впоследствии участницами ДТП, до непосредственного столкновения.
Исправления в бланке европротокола недопустимы. После того как мнения участников относительно деталей аварии сошлись и был составлен документ, обоим автомобилистам следует подтвердить все это своей подписью, которая ставится в документе. Опытные водители советует в обязательном порядке постараться заручиться поддержкой людей, которые стали очевидцами ДТП. В крайнем случае, желательно взять у них контактные данные. Кроме того, участникам аварии тоже нелишне обменяться друг с другом номерами телефонов. Следующий этап - обращение на пост (в отдел) ГИБДД с пакетом подготовленных бумаг, где участникам аварии должны выдать справку по ДТП, определения и постановление. Там же для упрощения работы инспекторов можно предоставить фотографии и видеозапись, сделанные на месте происшествия.
Необходимо отметить, что с появлением возможности самостоятельного оформления дорожно-транспортного происшествия появились и те, кто на оформлении европротокола при ДТП старается заработать деньги. В данном случае речь идет о многочисленных службах аварийных комиссаров. К примеру, если автомобилист, попавший в аварию, не располагает уверенностью в том, что сумеет правильно оформить все нужные бумаги, то ему на помощь приходят службы аварийных комиссаров, которые окажут водителю помощь и выполнят все необходимое. Добросовестные службы, как правило, занимаются не только непосредственным оформлением ДТП, но и сопровождением автолюбителя до момента получения страховой выплаты. Следует отметить, что услуги аварийных комиссаров оплачиваются либо обоими участниками дорожно-транспортного происшествия, либо одним из них.
Обращение в страховую организацию
Следующий этап - обращение в страховую компанию. Общение со страховщиками является, пожалуй, самым сложным этапом. Автомобилист, попавший в ДТП, заинтересован, прежде всего, в ремонте своего транспортного средства, а не в заполнении множества бумаг и беготне в страховую компанию. Для ремонта ему необходимы деньги, которые ему полагаются от страховой компании. Вместе с тем, у страховщиков, как правило, находится уйма причин, чтобы либо отложить выплату страховки, либо полностью отказать в возмещении ущерба. Именно в этом и кроется главная причина того, что европротокол за четыре года так и не сумел найти должного распространения среди отечественных автомобилистов. Дело в том, что получение страховой выплаты по ДТП, которое было оформлено самостоятельно с помощью европротокола, является делом хлопотным и зачастую, к сожалению, невыполнимым.
Согласно действующему законодательству, страховая компания может на вполне законных основаниях отказать в возмещении ущерба только в двух случаях:
- во-первых, в страховой выплате может быть отказано в том случае, если полис виновника ДТП просрочен;
- во-вторых, если виновник дорожно-транспортного происшествия не вписан в страховой полис.
Безусловно, мотивы страховых организаций понятны: подобными мерами они пытаются оградить себя от мошенников, промышляющих заработком денег на авариях с помощью упрощенной схемы оформления ДТП. Но от подобных мер не должны страдать добросовестные автомобилисты, имеющие законное право на получение страховой выплаты. Добиваться возмещения ущерба можно и нужно! Итак, если страховая компания отказывается возмещать ущерб по ДТП, которое оформлено с помощью европротокола самостоятельно, то следует потребовать от организации письменного отказа. А уже с письменным отказом водитель может обратиться в суд с иском. Судебное решение вполне может обязать страховую компанию выплатить потерпевшему причитающуюся сумму денег. Помимо прочего, существует Федеральная Служба по Финансовым Рынкам, в которую можно обратиться с жалобой на страховую компанию, к которой следует прикрепить письменный отказ страховщика от возмещения ущерба. Аналогичным образом нужно действовать в случаях, когда страховщик в качестве причины отказа называет то, что виновник ДТП не предоставил транспортное средство к осмотру.
Ограничения по сумме возмещения ущерба
Сумма возмещения ущерба по дорожно-транспортному происшествию, оформленному самостоятельно участниками посредством европротокола, не может быть свыше 25 тыс. рублей. Ущерб, который возникает вследствие большей части аварий, вполне укладывается в указанную сумму. Если из-за аварии появилась трещина на бампере (разбилась фара, сломалась решетка радиатора или помялось крыло), то ремонт этих повреждений с легкостью можно осуществить за сумму, находящуюся в пределах 25 тыс. рублей. Таким образом, указанная сумма является вполне реальной, но только для отечественных автомобилей. В случае с автомобилями иностранного производства дело обстоит сложнее, поскольку ремонт одного только сломанного бампера может обойтись в сумму, превышающую законодательно закрепленный порог.
В тех случаях, когда сумма ущерба превышает 25 тыс. рублей, желательно все-таки вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Дело в том, что страховые организации не могут выйти за пределы установленной суммы в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие было оформлено посредством европротокола. Даже обращение в суд в таких ситуациях ни к чему не приводит. Таким образом, ограничение в 25 тыс. рублей является, пожалуй, основным недостатком «упрощенной» схемы оформления ДТП.
Необходимо отметить, что заграницей дорожно-транспортное происшествие оформляется с помощью европротокола в любом случае, кроме тех, когда в ДТП пострадали люди. И это неудивительно, поскольку за рубежом отсутствуют ограничения максимальной суммы страховой выплаты. Нужно отметить, что в нашей стране ведутся регулярные дискуссии о повышении верхней планки. Однако дальше ожесточенных дебатов дело не пошло.
13-07-2013, 00:22 | Дмитрий