Стоит сказать, что данный пример с ВАЗ-ом применим ко всем
другим автомобилям, у которых система зажигания контактная, но прежде всего,
стоит обратиться к Руководству по эксплуатации именно вашей модели, чтобы точно
узнать величины регулировки зажигания.
Вся процедура регулирования зажигания проводится в три этапа:
- сперва нужно выставить УЗСК, угол величины замкнутого состояния контактов, который в свою очередь полностью зависит от той самой величины зазора трамблера вашей модели, узнать эту величину, как говорилось в Руководстве по эксплуатации;
- затем нужно выставить УОЗ угол опережения зажигания;
- и последним этапом нужно откорректировать и настроить зажигание, сделать это лучше всего, когда вы проедете, и будете знать проблемные моменты.
Первый этап —
регулировка и выставление УЗСК
Такой способ регулировки величины замкнутого состояния
требуется в случае, если у вас транзисторное или классическое зажигание. Если
говорить о тиристорной системе зажигания, то здесь угол практически не играет
роли и регулировать его нет смысла.
Для начала снимите с трамблера крышку. Теперь вы видите
контакты трамблера, очень часто в случае с классическим зажиганием эти контакты
покрыты закисью в виде бугорков, поэтому рекомендуется их зачистить, можно
использовать наждачку или надфиль. Очистив контакты, проверьте, чтобы они не
поджались и плотно плоскостями друг к другу прилегали, если все-таки они
просели, то стоит один из контактов подогнать ко второму.
Теперь контакты нужно раздвинуть по сторонам на максимально
возможное расстояние, для этого необходимо провернуть коленный вал. Для вас
открыта фиксирующая группа, которая находится на подшипниковой пластине,
открутите здесь винт и вам откроется возможность для установки щупа. Толщина
щупа должна быть 0.4 мм, он располагается между обоими контактами. Ваша задача
подобрать максимально правильное положение в контактной группе, это можно
определить по тому, как проходит щуп между контактами. При правильном подборе
щуп будет продвигаться с небольшим усилием впритирку между контактами. После
выставленного правильно зазора обязательно нужно зафиксировать это положение
тем самым винтом зажима.
В заключение этой части проверьте зазор, вставьте более
тонкий щуп по сравнению с эталонным (0.35 мм), а затем поставьте еще толще
(0.45 мм), меньший пройдет, а вот более толстый не должен продвигаться между
клеймами.
Чтобы провернуть коленный вал без зажигания вам нужен ключ
специальной конструкции, но если у вас такого ключа нет, а вал проворачивать
нужно, то придется на четвертой передаче медленно толкнуть автомобиль и следить
за проворачиванием коленвала. Дело хоть и не из легких, но на стартере у вас
это вообще не получится, он будет делать резкие рывки, и вы не поймаете нужный
угол поворота.
Выставленный вами с помощью щупов зазор между контактами
трамблера позволит вам получить правильное УЗСК с максимальной точностью, при
этом не так важен зазор, как сам угол, идеала можно добиться, только используя
новый трамблер и если контакты не стерты. Регулировку нужно проверить по точности
выставленного угла, он может колебаться в небольших пределах 55 ±3 градуса.
Сегодня можно приобрести наиболее точные электронные
приборы, в данном случае это тахометр, который специально замеряет УЗСК, кроме
него можно использовать разнообразные авто приборы и тестеры с вольтметрами,
амперметрами, омметрами и т.д.
Трамблер должен быть полностью в собранном состоянии, после
этого нужно присоединить прибор, к примеру, к тахометру и включить двигателя,
после чего тахометр нужно поставить для правильного измерения в УЗСК режим. ПО
наблюдениям за тахометром можно понять правильность выставленного зазора. В
случае выхода данных за пределы того, как написано в вашей книге эксплуатации
авто, то необходимо снова регулировать зазор.
Еще один способ измерения и установки правильного угла. В
крышке трамблера находится высоковольтный провод, его нужно извлечь и накинуть
на любой кузовной элемент, на массу, лучше это сделать, иначе можно пробить
катушку. Теперь возьмите 12 В лампочку и соедините ее с проводом, который идет
на катушку зажигания от трамблера, также можно использовать специальный
светодиодный пробник. Если все работает правильно, то лампочка должна светиться
при включенном зажигании и разомкнутых контактах трамблера, а если контакты
сомкнуть, то лампочка должна погаснуть.
А вот в случае с тиристорными и транзисторными системами
лампочка может и вовсе не гореть даже при раздвинутых контактах, т.к. в
подобных системах стоит ограничитель тока, он не позволяет проходить току через
контакты. Выходом в этой ситуации служит вольтметр, когда контакты будут
разомкнуты, вольтметр на шкале покажет значение в 12В, а если их сомкнуть, то
значение станет 0В.
Переходим к вращению коленного вала по часовой стрелке,
проворачивать нужно столько, пока вы ни увидите оба контакта сомкнувшимися, при
этом вольтметр не будет показывать нулевое значение или в случае лампочки она
не погаснет. Теперь приметьте и отметьте на трамблере, в каком положении
находится бегунок. После этого снова нужно провернуть коленвал, крутите, пока
контакты не разомкнутся, это будет отмечено на вольтметре подъемом напряжения
до 12В или загоревшейся лампочкой. И снова отметьте, как установился бегунок на
трамблере, после чего вам нужно замерить угол между двумя отмеченными положениями.
Для этого вам нужно замерить длину окружности корпуса трамблера, после чего
полученное значение рассчитывается по такой формуле:
(360pd)/I
Здесь:
p=3.14 Пифагорово число;
d=70 мм, означает диаметр корпуса вашего трамблера;
значение I в (мм) — это та самая измеряемая дуга, которую мы получили между двумя
отметками на трамблере. Если у вас УЗСК правильный, то длина дуги для моделей
2106 и 2103 должна составлять 33 ±2 мм.
Второй этап —
регулирование угла опережения
На примере тех же моделей ВАЗ. В данном случае момент, когда
размыкаются контакты прерывателя-распределителя в 1 цилиндре всегда должен быть
больше мертвой точки в верхнем положении поршня того же цилиндра на
незначительные цифры 0 ±1 градусов. В случае с моделью 2101 значение увеличивается
на 2 ±1 градуса.
Провести регулировку можно с помощью лампочки, стробоскопа,
на слух и искрой.
Вариант 1 —
регулировка стробоскопом
Очень быстрый и качественный метод. Используйте простой
стробоскоп от авто, желательно чтобы его можно было подключить к внутренней
сети 12В, тогда датчик, который одет на провод 1-го цилиндра и будет подавать
звуковой сигнал.
После того как стробоскоп соединен с сетью нужно снять шланг с вакуумного корректора. Прогрейте
двигатель, чтобы на холостых обороты не плавали, затем ослабьте удерживающий
корпус трамблера, стробоскоп поставьте на шкив коленного вала.
Начинайте проворачивать корпус трамблера, чтобы найти ранее
нанесенные на шкив метки. Метка на шкиве должна установиться относительно
установленных меток, расположенных на газораспределительном механизме, как на
Рис.1, после чего корпус трамблера нужно зафиксировать с помощью винта.
Самое важное - чтобы когда вы регулируете двигатель
равномерно работал на холостом ходу, т. к. если обороты повышены уже начнет
работать центробежный регулятор, соответственно регулировка будет иметь большие
погрешности.
В процессе регулировки зажигания у вас есть хорошая
возможность проверить прочие параметры распределителя-прерывателя. Например,
если обороты УОЗ увеличиваются, значит все-таки проскакивает работа
центробежного регулятора. Затем снимите шланг вакуум-корректора с трамблера, на
средних оборотах УОЗ будет уменьшаться, если шланг одеть, то увеличится. Также
есть возможность проверить в разных режимах установку метки. Если метка не стабильна,
значит, подшипник, установленный в подвижной пластинке трамблера, уже
выработан.
Вариант 2 —
регулировка светом
Этот вариант наверняка известен, классика регулировки,
многие испытывали или читали о нем. Для работы нужна лампочка 12В, два проводка, которые
лучше припаять к лампочке, пробник или же вольтметр, а также ключ для
проворачивания коленного вала. С помощью ключа нужно вращать коленвал до
момента, когда метка шкива установилась напротив меток, которые стоят на крышке
газораспределительного механизма, смотрите на Рис.1. Кроме того необходимо
следить за бегунком трамблера, он должен располагаться точно против провода 1
цилиндра. Как и в предыдущем случае, при отсутствии ключа придется толкать
автомобиль до установки правильной точки коленвала. Провод от лампочки нужно
соединить с проводом от трамблера, идущим к катушке зажигания, второй провод
накидывается на массу. Центральный провод трамблера накиньте на массу, после чего фиксатор
корпуса трамблера нужно ослабить и запустить двигатель.
По часовой стрелке вращайте корпус трамблера, остановите
тогда, когда лампочка погаснет, это значит, что контакты сошлись. И снова
проверните против часовой, пока лампочка не загорится, если контакты разомкнулись,
значит корпус трамблера нужно зафиксировать винтом.
В случае если у вас установлены другие системы зажигания и
лампочка не замигала, то скорее всего в контактах не хватает напряжения,
поэтому пользуйтесь пробником с диодом или вольтметром, как было предложено
ранее. Есть также еще два варианта регулировки.
Вариант 3 —
регулировка по искре
Поверните коленвал, чтобы метка шкива установилась, как
показано на Рис.1, возле меток газораспределительного механизма, а бегунок
трамблера должен стоять против провода 1 цилиндра. Провод трамблера снимите и
поставьте в 5 мм от корпуса авто, затем ослабьте удерживающий корпус трамблера и
включите зажигание.
Теперь проверните корпус на 20 градусов по часовой стрелке и
также обратно, в обоих случаях ловите момент появления искры, затем закрепите
корпус трамблера.
Вариант 4 — регулируем
на слух
Если у вас ничего нет, и вы заглохли в пустыне, то это
способ для вас. При работающем двигателе болт корпуса трамблера ослабляется,
корпус трамблера проверните и поверните до максимальных оборотов. Теперь по
часовой стрелке поверните корпус, уменьшая УОЗ, и закрепите корпус трамблера,
это вам позволит доехать до автосервиса.
Третий этап —
проверка результатов
Результат буден виден на дороге, агрегат нужно прогреть и на
ровной дороге разгонитесь до 50 км/ч, затем на 4-й передаче дайте газа. Прислушайтесь,
первые пару секунд должны слышаться стуки и при этом автомобиль должен набрать
скорость. Если вы не услышали стуки, то трамблер нужно провернуть против
часовой стрелки на одну шкалу на корпусе. В случае слышимой детонации сделайте
поворот трамблера по часовой стрелке на 1 градус. Так стоит регулировать, пока
не доведете зажигание до идеала, т. е. После нажатия газа детонация исчезает за
пару секунд.
В окончании посмотрите на положение крышки трамблера, если
за время регулировки ее положения очень сильно сместилось от первоначального,
значит, есть поломка. Проблема может быть с составом горючего или же из-за
многочисленных поломок в самом трамблере, например люфты подшипника или вала
трамблера.