Непосредственно ВАЗ 2110 начал разрабатываться еще в 1983
году, тогда заднеприводные автомобили были в ходу и о другом в общем-то никто и
не помышлял. Тем не менее, 2110 в своем седан кузове с задним приводом даже не
вышел в серию. Причиной послужило то, что известный 2108 после всех
модификаций, которые провели конструктора, превратился в мало понятную модель,
а цена его стала слишком нерентабельной и этот проект отодвинули в сторону.
Длительное время с автомобилем ничего не получалось, переход
к новому дизайну требовал значительных изменений, а значит затрат, которые
никто не мог одобрить, да и цена на конечный продукт для советского человека
была высока. Известный всем индекс ВАЗ 2110 был приписан седану «самара», но он
был реорганизован и создавался как раз-то на базе 2108, а теперь же Самара нам
известна как 21099. Таким образом «десятка» отошла к совсем новому вазовскому
семейству.
Но сперва были неудачи, в 1983 году министерство автомобильной промышленности
отклонило проект по 2110 в заднеприводном исполнении, в итоге было твердо
решено создавать автомобиль с передним приводом. Такое решение вносило большие
корректировки в дизайн авто, а тот дизайн, который был у ВАЗ 2112, явно не
годился уже даже на то время.
С 1983 года проектировка и дизайн ВАЗ 2110 были полностью
отданы команде Владимира Ярцева, и уже через год появилась первая модель 2110,
это была нулевая серия. Несмотря на темпы развития модели, в 1985 году уже была
выпущена сотая серия, тем не менее, конструкторам не удавалось сделать
нормального рывка вперед. Десятку как магнитом тянуло к ее предшественнику с
задним приводом и по внешним и по техническим показателям, а Владимир Ярцев
просто не мог ничего поделать с этой старой внешностью.
Незадолго до начала перестройки, в начале 1986 года, Ярцев
был отправлен в Москву, в этой командировке он предоставил к показу два еще не
вышедших в производство образца немецкого автомобиля Volkswagen Passat в кузове
седан и хэтчбек. Стоит сказать, что как у Ярцева, так и у немцев ничего с этими
моделями не получилось, за рубежом авто были представлены в 1988 году, однако
на серийное производство поставлены не были. Ярцев также оставил затею с
копированием немецких моделей. В итоге, продолжив собственные работы, в 1987
году появился ВАЗ 2110 уже 200 серии. Выглядел автомобиль своеобразно, попытки
дутого кузова, вместо обычных стекол появились иллюминаторы. В общем, дизайн
был не оценен, и серия 200 также канула в небытие. У команды Ярцева в запаснике уже были готовы
и последующие изменения, поэтому в сжатые сроки был создан ВАЗ 2110 300 серии,
вот она наиболее похожа на нашу современную десятку 2110. Примечательно то, что
по дизайну не было никаких нареканий, и он без проблем был одобрен, однако
решили сделать доводку аэродинамики и кузова, это было сделано при содействии
специалистов компании Porsche.
Все работы проводились на заводе в Цуффенхаузене, в том же
1987 году. Основным требованием было как можно ниже сделать коэффициент
сопротивления, для 2110 он был необходим в размере 0.3. Но затратив немало
усилий и снимая всевозможные показатели с Porsche 911, положительного
результата по всем параметрам для десятки так и не достигли, хотя частично
прорыв был, т.к. макетный вариант подогнали кое-как к нужному
коэффициенту. Однако потом кузов еще несколько раз дорабатывался. Менялись обводы,
задние арки колес, вместо наполовину закрытых открыли полностью, и
сопротивление, конечно же, выросло. Также была изменена форма крыши, приподняли
капот и изменили форму бампера, корма автомобиля стала задрана кверху, и
полностью удалили аэродинамические пороги.
Опытный образец, наработанный такими усилиями, был сделан в
1989 году в июле месяце, автомобиль полностью отвечал всем требованиям и с
учетом технических доработок и реконструкции линии, планировалось начать выпуск
уже в 1992 году. К этому времени Владимир Ярцев приехал на завод, где еще
дорабатывалась модель хэтчбека ВАЗ 2112. Но наступило то самое трудное время,
развал и неразбериха, поэтому о выпуске решено было забыть до лучших времен,
т.к. завод в Тольятти находился в кризисном состоянии, планировалось
выпустить ВАЗ 2110 в июле 1995 года.
Эти планы уже ничто не смогло нарушить и 27 июля 1995 года с
опытно промышленного конвейера АвтоВАЗа начали сходить первые модели.
Получилась радость со слезами, дело в том, что спустя столько лет технические,
да и дизайнерские данные 2110 уже устарели и сам автомобиль морально устарел.
Тем не менее, производство не остановилось, ведь на тот момент это был
единственный автомобиль, который хоть как-то продвинул отечественный автопром
вперед.
Стоит сказать, что для тех времен десятка была оснащена
электронной системой для управления двигателем, а также был установлен бортовой
компьютер, тогда его называли блок диагностики, автомобиль получил
гидроусилитель руля. Помимо этого дополнительно можно было установить
невиданные на то время стеклоподъемники, кузов был с оцинковкой, это была также
революционная новинка того времени. С этого момента десятка открыла новый
отсчет для автомобилей ВАЗ и появилась новая линия развития целой ветки
моделей. Буквально сразу после этой модели каждая последующая
совершенствовалась, появились кондиционеры, сигнализации и т.д. Полностью
серийным ВАЗ 2110 стал в 1996 году, хотя некоторые модели уже были в продаже с
начала 90-х, автомобиль выпускался более 10 лет. В 2007 году 15 октября выпуск
десятки был прекращен и с конвейера АВТОВАЗ они больше не выпускались. Сегодня
ВАЗ 2110 можно приобрести в исполнении украинского концерна «Богдан», завод
находится в Черкассах.