Случай первый — это когда помпа начинала течь, т.е. во
время осмотра вы заметили, что на корпусе водяной помпы явно видны следы
протекания воды или охладителя, который нельзя спутать ни с чем. Рекомендуется не затягивать с этой проблемой
и максимально быстро заменить насос. Оставлять это дело не стоит на потом,
хотя бы потому что если на данный момент вы видите всего пару капель
охлаждающей жидкости и вам кажется это не важным, то уже через полчаса
появится приличный ручеек. При таком высоком давлении в системе весь
охладитель выйдет буквально за несколько минут, в итоге сгорит насос и вы
получите реальную проблему с другими частями двигателя из-за перегрева.
Случай второй — когда помпа начинает сильно гудеть, причем
иногда этот шум уж очень неприятный. Этот гул говорит о том, что подшипники,
установленные в водяном насосе, отжили свое. Несмотря на это неприятный гул, в
случае с такой поломкой вы можете некоторое время поездить, пока подшипники еще
окончательно не стерлись и не поймали клин. После этого в помпе произойдет
полный разлад и появится течь из-за давления, кроме течи, скорее всего, помпа
вообще перестанет работать. При этой неисправности невозможно поставить
какой-то прогноз по времени, тут зависит многое от состояния охлаждающей
системы, а также от того, какая помпа у вас установлена, от ее ресурса и
живучести. Если говорить приблизительно, то получается огромная разбежка, помпа
может прожить от пары тройки минут вплоть до нескольких месяцев. Но как и в
предыдущем случае, не стоит проверять насколько крепкая у вас стоит помпа, в
итоге вы приведете в негодность всю систему и, как правило, это происходит,
когда вы к этому вообще не готовы. Кроме того, насос выйдет из строя на все
100%, поэтому менять вам его все равно придется, лучше не затягивайте. Помпа
или охлаждающая система это еще полбеды, хотя тоже приличные затраты, а вот
если вы затянете и перегреется двигатель, то вы сто раз пожалеете, что
своевременно не отдали немного денег на помпу, потому что ремонт двигателя обойдется дорого.
Еще один веский аргумент для того, чтобы не тянуть с заменой
водяной помпы, пока проблема не приобрела широкий масштаб, вы можете
самостоятельно, без лишних затрат поменять насос, ну или на крайний случай
загнать в сервис, однако это будет дешевле, чем крупный ремонт из-за
халатности. Теперь хотелось бы поговорить о том, как выбрать подходящую и
качественную помпу, а также о том, что понадобится для самостоятельной замены
водяного насоса.
Начнем с того, что же выбрать, а совет будет самый простой,
для автомобиля ВАЗ купите родной вазовский насос. Это будет по всем параметрам
оптимальный вариант, и по деньгам не дорого, а главное, помпа родная и очень
надежная. Но если вы в длительных поисках так и не смогли найти родную помпу от
ВАЗ, то, наверное, остается выбирать на свой вкус или по совету знающих людей,
потому что подходящих на ВАЗ насосов на сегодняшний день большое множество.
Можно порекомендовать критерии для выбора, ориентируйтесь на свои финансовые
возможности, а также на то, чтобы магазин и продавец были рекомендованы вам
знакомыми, в таком случае вы приобретете качественный товар. Приобретая
ремонтный комплект, осмотрите, чтобы помимо помпы там был герметик в тюбике, а
также прокладки, иногда герметик можно купить отдельно.
Также стоит помнить, что при замене насоса нередко
приходится менять или доливать много охлаждающей жидкости. Ну а вообще если вы
устанавливаете новую помпу, то лучше раскошелиться на новый охладитель и
приобрести необходимое количество для вашей системы. В любом случае оцените
состояние жидкости, если вы знаете, что тосол заливался очень давно, то не
скупитесь и не раздумывайте, покупайте новую жидкость для полной замены.
Второй момент, это необходимый инструмент для замены насоса для любой модели ВАЗ, от 2101 до 2107, здесь вам понадобится не так уж и много, всего три наименования:
- желательно чтобы ключи были и рожковые, и торцовые, и накидные для удобства использования, это ключи на 8, 10, а также 13 и 17;
- приготовьте бутылки и удобный широкий тазик, чтобы слить старую охлаждающую жидкость, но даже если вы ее не собираетесь использовать, это не повод сливать ее на землю;
- если вы решили на радиаторном выходе вместо обычной пробки закрутить датчик фиксирующий включение вентилятора, то вам понадобится обычный ключ на 27-30.
Теперь можно начинать замену помпы своими руками. Соблюдайте очередность действий:
- на блоке двигателя есть сливная пробка, открутите ее и заранее подготовив емкость для старой жидкости, слейте ее полностью. Если у вас есть необходимость менять жидкость полностью, то потрудитесь сперва найти пробку слива, может находиться датчик, на котором будет кнопка включения для вентилятора. Это вентилятор охлаждения, найдите этот слив и слейте жидкость полностью;
- снимите клемма с аккумулятора и полностью его снимите. Найдите колодку вентилятора, на вентиляторе есть кожух, который крепится на трех болтах, открутите эти болты и отсоедините вентилятор от аккумулятора, снимите его;
- необходимо ослабить ремень генератора, для этого нужно открутить гайку, которая удерживает генераторный вал, но ее достаточно просто ослабить, для этого воспользуйтесь ключом на 17. После того как ремень ослабился, вам нужно его полностью снять;
- к помпе прилегает скоба, которая прикручена к ней болтом, вам нужно открутить скобу и отодвинуть ее в сторону, для этого также понадобится ключ на 17;
- теперь открутите болты крепления их три, шкив помпы придержите, например, отверткой;
- после этого можно открутить шкив;
- помпа закреплена к двигателю и стоит на четырех штифтах, нужно открутить четыре гайки сверху и снять помпу полностью;
- на том месте, где стояла помпа, осталась грязь и остатки от предыдущей прокладки, это все нужно тщательно зачистить, чтобы новая помпа ставилась на чистое место;
- после того, как поверхность очищена, можно установить новую прокладку, но ее нужно снизу промазать герметиком;
- теперь все готово, вам остается только поставить новую помпу и закрепить все в обратном порядке.
Вам еще осталось залить охлаждающую жидкость в систему, независимо от того, новая это или старая жидкость, при заполнении системы нужно
поставить положение крана в открытое состояние, чтобы жидкость полноценно
проходила в систему. Также нужно от впускного коллектора отсоединить шланг,
чтобы из системы уходил воздух, после этого установите все обратно. Не
забывайте, что жидкость имеет свойство при разогреве расширяться и
увеличиваться в объеме, поэтому доливая жидкость в систему, оставляйте в
расширительном бачке немного свободного места.