Выбор
продукции
Нередко продавцы авто запчастей предлагают
покупателям детали в красивых коробочках с надписью "Сделано в Германии
(Англии и т.п.)". Надо отдавать себе отчет, что в Европе очень
ограниченное количество заводов-производителей деталей. Большинство известных
фирм, особенно предлагающие широкий ассортимент товара, являются в большей или
меньшей степени "упаковщиками", размещая заказы на партии деталей по
всему миру. При этом они обычно не указывают страну происхождения. Фирма-упаковщик
стремится контролировать качество товара, однако это не всегда возможно в связи
с большими затратами на систему контроля. Только очень крупные фирмы могут позволить
себе содержать полноценные системы 100% контроля качества. Кроме того, следует
учитывать, что заводы-производители, особенно в развивающихся странах,
стремятся сбыть отбракованную продукцию по бросовым ценам. Зачастую, через
недобросовестных посредников, подобная продукция под видом фирменной
предлагается в продажу.
Таким образом, покупатель не гарантирован от
всевозможных "сюрпризов", уменьшить вероятность которых можно,
приобретая товары в солидных магазинах. Еще лучше приобрести авто запчасти там,
где смогут их установить и дать соответствующие гарантии.
Если вы
ремонтируете автомобиль самостоятельно, то необходимо помнить, что даже самые
простые на первый взгляд операции должны выполняться по строго определенным правилам.
Несоблюдение писанных правил может приводить к поломке узла. Рассмотрим
нескольких простых ситуаций для дизельного двигателя:
Замена
свечей накаливания
Приобретая новую свечу, следует ориентироваться на
хорошо зарекомендовавшие себя изделия. Одной из особенностей конструкции
современной свечи является наличие теплового зазора величиной 0,5 мм между
передней частью корпуса и элементом накаливания. При чрезмерной затяжке свечи
(свыше 25 Н*м) происходит деформация уплотняющего конуса, приводящая к
уменьшению теплового зазора, что существенно сокращает срок службы.
Замена
распылителей и форсунок
Распылитель является прецизионным изделием. Зазор
между иглой и корпусом распылителя - несколько микрон. Выбор этой величины не
случаен. Игла должна обладать высокой подвижностью в корпусе распылителя и в то
же время не пропускать топливо по зазору. Очевидно, что при столь малом зазоре
любая деформация корпуса, вызванная механическим или тепловым воздействием,
приведет к зависанию иглы. Следствием
этого является попадание рабочих газов в корпус распылителя, что очень быстро
выводит его из строя.
Поэтому процесс замены распылителя в старой
форсунке, которая, как правило, имеет износ по посадочным поверхностям,
является довольно трудоемким и требует большого опыта. Заменять распылители
надо только в специализированных мастерских. При установке форсунки нельзя
превышать указанный в инструкции по двигателю момент затяжки и нужно обязательно
устанавливать новую пламягасительную шайбу. Старая шайба не гарантирует
хорошего уплотнения по торцу распылителя, а прорывающиеся рабочие газы приведут
к перегреву корпуса распылителя и, как следствие, зависанию иглы.
Плохо
работающий распылитель приводит как к ухудшению мощностно-экономических и
экологических характеристик, так и сокращению ресурса двигателя за счет
повышенного нагарообразования. Вплоть до выхода двигателя из строя вследствие
прогорания поршня либо головки блока цилиндров. Рекомендации просты - устанавливать
в двигатель только распылители известных
фирм.
Замена
фильтров
Обычно не вызывает проблем. В то же время необходимо тщательно подбирать фильтры и устанавливать только те типы, которые рекомендованы для конкретной машины. Так, например, для масляных фильтров важна не только резьба, но и:
- Площадь (грязеемкость) фильтрующего элемента, определяемая производительностью масляного насоса.
- Наличие (если предусмотрено конструкцией двигателя) клапанов на входе и на выходе, предотвращающих вытекание масла после остановки двигателя из фильтра и позволяющих избежать "масляного голодания" в момент пуска.
- Величина давления открытия перепускного клапана (если он предусмотрен), который открывается при засорении фильтра и пропускает масло мимо фильтрующего элемента в двигатель (спасая последний от масляного голодания).
Основное предназначение воздушного фильтра - защита
двигателя от пыли. Содержание пыли в воздухе обычно составляет от 1 до 50
мг/м3. При сгорании 1 л топлива двигатель расходует около 10 м3 воздуха.
Следовательно, за 1000 км пробега в двигатель может попасть до 50 г пыли. Таким
образом, при отсутствии воздушного фильтра двигатель выйдет из строя за
несколько тыс. км. Роль воздушного фильтра не ограничивается очисткой воздуха.
Его геометрия рассчитана таким образом, чтобы уменьшить шум впуска и
оптимизировать процесс наполнения цилиндров воздухом.
Значение топливного фильтра в дизельном двигателе
очень велико, поскольку грязь, вода и другие примеси в топливе способны в
кратчайшие сроки вывести дорогостоящую прецизионную топливную аппаратуру из
строя. Наиболее страшными для топливной аппаратуры являются абразивные частицы размером
5-20 микрон и вода. Поэтому к конструкциям топливного фильтра предъявляются
повышенные требования. Топливные фильтры
рассчитываются под каждую топливную систему в зависимости от производительности
топливного насоса. Учтем, что топливо играет также роль охлаждающего агента,
поэтому количество топлива, проходящего через насос, намного больше количества,
потребляемого двигателем в процессе работы.
Топливные насосы в зависимости от типа требуют разной степени фильтрации: фильтры
для рядных насосов имеют тонкость отсева 10 микрон, а для насосов
распределительного типа - 5 микрон. Поскольку насосы распределительного типа
намного более чувствительны к присутствующей в топливе воде, то в конструкции
фильтра для них заложены функции сепарации воды и возможность слива
накопившейся воды из фильтра. А некоторые автомобили оборудованы еще и
датчиками наличия воды в топливном фильтре. Поэтому топливный фильтр является
важной составляющей топливной системы автомобиля и различные эксперименты в этой области неуместны. То же
самое относится как к масляному фильтру, так и к воздушному.
Приобретая фильтры, старайтесь ориентироваться на
известные марки.