Но, как известно, утопающим чаще всего приходится полагаться на собственные силы, поэтому такой ход событий стоит предвидеть заранее. Выход из подобной ситуации есть, и давно проверенный - лебедка. Цепляясь за деревья, можно выбраться даже из самой глубокой трясины. Осознали всю необходимость данного устройства? Тогда принимаемся за установку.
В большинстве случаев, лебедку устанавливают на силовой бампер. На нем уже предусмотрено посадочное место и необходимый крепеж. Такая установка - дело нехитрое. Но не каждый городской житель, для которого полноценный off-road - явление крайне экзотическое и потому редкое, решится на полноценный силовой обвес. А вот установка лебедки в пластиковый бампер гораздо интереснее, к тому же подобное решение становится все популярнее среди поклонников больших полноприводных автомобилей. Лебедку Come-Up Winch с тяговым усилием 4 тонны мы будем ставить на Toyota Land Cruiser Prado.
1. Пожалуй, самым трудоемким этапом в работе станет изготовление площадки - связующего звена между рамой внедорожника и лебедкой. Размеры здесь в каждом конкретном случае будут свои. Сначала по месту изготавливаем лекала из картона, конфигурация которых будет точно соответствовать крепежным отверстиям на лебедке и раме автомобиля. Из толстолистовой стали (около 7 мм) при помощи угловой шлифмашинки (в простонародье «болгарки») изготавливаем площадку под лебедку и необходимые ребра жесткости. Конструкция тщательно подгоняется по месту, после чего ее элементы соединяются в единое целое посредством сварки. В результате должен получиться кронштейн.
2. Закрепляем кронштейн на раму, в нашем случае крепим на шесть болтов, по три с каждой стороны. Один - с торца и два болта с нижней стороны рамы.
3. Если все расчеты верны, сложностей с установкой лебедки быть не должно.
4. Неотъемлемая часть любой лебедки - блок управления с преобразователем напряжения. В классическом исполнении, когда лебедка стоит на силовом бампере, блок управления крепится рядом с ней. В нашем случае всю электрическую часть размещаем под бампером. В пределах доступности останется только разъем для подключения проводного пульта ДУ.
5. Оптимальное место для крепления блока управления нашлось под правой фарой. Из стали был изготовлен изогнутый кронштейн, который и приварен к брызговику.
6. Закрепляем блок управления на подготовленном кронштейне, предварительно удлинив провода к разъему для пульта ДУ который мы поместим на бампер.
7. Подключаем провода от блока управления к мотору лебедки, четко следуя инструкции.
8. Еще один важный элемент, которым многие пренебрегают - выключатель цепи питания, который прерывает «плюсовой» провод от аккумуляторной батареи.
9. Для установки выключателя изготавливаем кронштейн, который мы планируем закрепить на передней части кузова перед решеткой радиатора.
10. Выбрав наиболее подходящее место для крепления и покрасив кронштейн перед установкой, фиксируем его на металле.
11. На следующем этапе будем устанавливать на место бампер, убирая весь лишний пластик. Выпиливаем окно - оно должно точно соответствовать размеру направляющих для троса.
12. В пропиленное отверстие устанавливаем направляющие для троса, фиксируя их за подготовленные отверстия в кронштейне, на котором установлена лебедка.
13. Разъем для подключения пульта управления лебедкой будем устанавливать в верхней части бампера рядом с правой фарой. Для этого сверлим отверстие необходимого диаметра и крепим в него разъем.
14. Завершающим этапом в работе станет подключение клемм питания лебедки к аккумуляторной батарее автомобиля.
15. Пульт управления лебедкой. Длины провода достаточно, чтобы включать мотор лебедки как находясь на улице, так и за рулем автомобиля.
Данное решение применимо не только к рассматриваемому нами TLC Prado, но и ко многим другим автомобилям. Результат работы будет одинаковым. Внедорожник с лебедкой, установленной в штатном бампере, не производит впечатления бескомпромиссного лесника или трактора. Все очень прилично и по-городскому сдержанно. В то же время автомобиль приобрел помощника, который сможет оказать незаменимую поддержку в трудной грязе-болотной ситуации.
Помимо очевидных плюсов, установка лебедки под штатный бампер имеет и некоторые недостатки, которые могут проявиться при активном и длительном винчевании. По отзывам отчаянных джиперов, иногда трос перекручивается и наматывается неправильно. Поправить его на лебедке, когда весь ее механизм спрятан под бампером, практически невозможно. С другой стороны, если лебедка играет роль страховки «на всякий случай», то предложенное решение весьма эффективно.