Биоэтанол — наиболее распространенное жидкое биотопливо во всем мире. Уже само название подразумевает, что оно спиртовое. Изготавливают его из сельхозпродукции, которая содержит либо сахар, либо крахмал, например, из кукурузы или сахарного тростника.
Топливный
этанол содержит другой, не как в алкоголе, спирт: при его изготовлении
используют укороченную дистилляцию, в нем отсутствует вода, зато наличие
метанола и сивушных масел делают его непригодным для внутреннего употребления.
Основные поставщики этанола — Южная и Северная Америка, при этом в Бразилии его
производится 45 процентов. Но многие страны также начинают производство этого
вида топлива — в Евросоюзе, Китае и Индии, с тем, чтобы увеличить свои доли
примерно до 5%.
Почему так происходит, и зачем отказываться от бензина?
Биоэтанол
по сравнению с бензином более выгоден. Первая причина — это то, что биоэтанол
— топливо возобновляемое. Чтобы получить новую нефть, потребуется ждать миллионы
лет, а для биоэтанола нужен всего лишь один сезон. Вторая причина —
экологичность такого топлива, оно не создает лишних парниковых газов после
использования — в атмосфере окажется такое же количество углекислого газа,
какое было переработано растениями при фотосинтезе.
Но с
другой стороны, при масштабном производстве биоэтанола будет сокращаться доля
земель, на которых выращиваются пищевые и кормовые культуры, что в дальнейшем
может привести к повышению цен на продовольственные товары. Чтобы перерабатывать
биомассу, также потребуется большое количество энергии, часть из которой не
возобновляемая. Тем не менее, это экономнее, чем производство бензина, для
которого необходима разведка нефти, ее добыча и переработка, и это не считая
затрат на доставку нефти от месторождения к месту переработки. В случае с
этанолом, полезная энергия может быть получена в 1,25-8 раз больше, чем была
затрачена на производство. Кроме того, обычно 100% биоэтанола в двигателе не
сжигается. В Университете Северной Дакоты проводились исследования со смешанным
топливом, и в исследовании с этанолом наиболее эффективные результаты дала
смесь Е20 (8/10 бензина и 2/10 этанола). Автомобили, которые использовали
топливо Е20, уменьшили расход на 15% в сравнении с расходом бензина. Таким
образом, на сегодняшний день, биоэтанол — не совсем полноценное топливо, а лишь
присадка, которая делает бензин эффективнее. Маркировка такого топлива очень
просто расшифровывается. Если вы видите надпись «E20» - это означает, что
этанола там содержится не более 20%, в «E80» - не более 80%. В Европе (не
считая Швеции) используются смеси Е5 и Е10, в которых этанола не более 5-10%, в
США — Е15 и Е85, а в Бразилии — Е25 и Е100 (к слову, число «100» не означает,
что в бак заливают чистый этанол, в этих 100% содержится около 5% воды). В Швеции из этаноловых смесей используется
только Е85, и именно этот факт создает местным жителям небольшие затруднения
зимой, так как такой состав затрудняет пуск двигателя. Чтобы не сталкиваться с
этой проблемой, в морозы автомобили заправляются не 85, а 75-процентной смесью.
Перспективы биотоплива
Технологии
производства биоэтанола постоянно совершенствуются, и, возможно, оно
когда-нибудь заменит собой бензин, производящийся из постепенно заканчивающихся
запасов нефти. На сегодняшний момент он
уже начинает быть конкурентом бензину — ведь неспроста в серийное производство
выводят миллионы автомобилей, которые могут работать на биотопливе. Ну а до тех
пор, пока углеводороды добываются в количестве, достаточном для того, чтобы
цена на топливо была приемлимой, биотопливо скорее всего останется добавкой к
бензину.