На самом деле, в зависимости от места
производства автомобиля, технология расчета паспортного расхода топлива
отличается. Например, в Японии это стандарт JC08, в Америке – FTP 75, а в
Европе и вовсе ездовой цикл NEDC. Все эти методы имеют общие черты, но наряду с
ними есть и различия в проведении измерений, что в итоге и приводит к разнице
показателей расхода топлива на одинаковых машинах, но протестированных в разных
странах. Рассмотрим все вышеперечисленные методы подробнее.
Ездовой цикл NEDC (Европа)
Заключается в том, что замер значений
проводится не в реальных условиях, а на специальных беговых барабанах. При этом
аудиосистема, кондиционер и фары в ходе проведения испытаний не включены.
Попросту говоря, отключаются все системы, которые потребляют энергию, и тем
самым повышают расход топлива.
В основе этой технологии заложены два цикла: городской
ECE R15 и загородный EUDC. При использовании городского цикла проводится три
разгона автомобиля с паузами до 18, 20 и 50 км/ч соответственно.
Использование же загородного цикла предусматривает плавное движение на скорости
в 70 км/ч
и такой же разгон до 100 и 120
км/ч. Однако здесь стоит учитывать один нюанс: не один
из разгонов не является близким к реальному. Например, для достижения скорости
в 50 км/ч
при городском цикле отводится 25 секунд, хотя за аналогичное время абсолютное
большинство автомобилей с легкостью наберет скорость в 100 км/ч и более.
Немаловажным фактором является и то, что
общая дистанция при тестировании городского цикла составляет не многим более 4 км, преодолеть которые
автомобиль должен за 13 минут. Проведя несложные вычисления, получаем, что
средняя скорость при этом будет составлять примерно 19 км/ч. Для загородного
цикла значения этих параметров таковы: 11 км за 20 минут времени при средней скорости
в 34 км/ч.
Стандарт FTP 75 (Америка)
Американская
методика вычисления расхода топлива, в отличие от европейской, более
реалистична. Взять хотя бы то, что при проведении испытаний американцы включают
кондиционер, а время, отводимое для достижения той или иной скорости, меньше,
нежели в методике NEDC.
Суть стандарта FTP 75 заключается в проведении
испытаний в три фазы, состоящих из холодного старта, переходной фазы и горячего
старта. При холодном старте предполагается
восьмиминутное движение в городских условиях со скоростью не более 56 км/ч. После этого
запланирован небольшой "отдых" и разгон до скорости 90 км/ч, затем – торможение
до 60 км/ч.
Переходная фаза заключается в движении на скорости до 56 км/ч в течение 14 минут. На завершающем этапе
проводится испытание последней фазы – горячий старт. Эта фаза аналогична фазе
холодного старта, за исключением того, что
при начале проведения измерений двигатель автомобиля прогрет. На
проведение всех трех фаз дается 31 минута, за которые автомобиль преодолевает 18 км пути при средней
скорости в 34 км/ч.
Стандарт JC08 (Япония)
Метод японцев представляет собой интенсивное
городское движение и подобно американскому методу, состоит из периода
холостого хода и часто сменяющих друг друга ускорений и замедлений. Так же, как
и у американцев, измерения проводят в два этапа – холодный и горячий старт. Японцы,
как и их европейские и американские коллеги, используют вождение при средней
скорости в 25 км/ч
на расстоянии приблизительно в 8
км. По такой, схожей с американской, методике японцы
начали проверять экономичность своих автомобилей недавно, а именно – с 2011
года. До этого же использовалась другая
технология.
Другие страны
Что касается других стран, то, например, в
Китае, Австралии и Корее измерение расхода топлива производят собственными
методами. Однако здесь есть один очень важный нюанс: любая компания, продающая
автомобили в той или иной стране, должна учитывать именно ту методику замера
расхода топлива, которая практикуется в этой стране. Из-за этого бывают
курьезные случаи: например, американцы у себя, соответственно, по своей
методике, измерили экономичность 11 марок автомобилей корейского производства.
При этом выяснилось, что расход топлива у автомобилей марок Kia и Hyundai, по
сравнению с заявленными в паспорте, выше, начиная от 0,4 и заканчивая 1,7
литрами на 100 км!
Корейцы эту разницу "списали" на внутризаводской метод определения
расхода. В результате – компания потратила огромные деньги на выплату
компенсации. Размер компенсации зависел от разницы заявленных и измеренных
американцами показателей расхода топлива на конкретной модели плюс 15% от этой
суммы за неудобства. А если учесть, что количество проданных автомобилей
приближалось к миллиону, то сумма выплат оказалось очень большой.
Говоря про корейцев и американцев, мы совсем
забыли про китайцев. У них все шито-крыто: в паспорте указывается расход
топлива при движении на скорости 90 и 120 км/ч и все! Никаких городских и смешанных
циклов они довольно часто не указывают, хотя есть и исключения, но при этом
непонятно, каким образом производители Поднебесной получили те или иные значения.
Наверное, покажется странным, что наиболее
объективными показателями расхода топлива являются значения, заявленные
российскими производителями. В большинстве случаев реальный показатель
оказывается немного больше примерно на 7–9 %, что очень не плохо. То же самое
касается и автомобилей, произведенных на Украине.
Заключение
Для того, чтобы подсчитать реальный расход
топлива вашего автомобиля, производим следующие вычисления: для европейского
авто к паспортному значению расхода прибавляем около 15-20%, для японского – 10-15%, и для американского –
5-10%. Как видно, наиболее объективны значения паспортного расхода топлива у
американских автомобилей. В большинстве случаев прибавка таких процентов
покажет почти реальные значения расхода топлива.