Фирменные производства
бронированных автомобилей
В связи с трудоёмкостью и дороговизной процесса бронировки собственные
производства автомобилей со спецзащитой имеют лишь две компании Европы. Это DaimlerChrysler (торговая марка Mercedes-Benz Guard) и BMW Group (BMW Protection). При этом существует принципиальная разница
в подходе к рыночному продвижению их изделий. DaimlerChrysler не делает секрета
из наличия особого подразделения, специализирующегося на автомобилях со спецзащитой,
а BMW старается избегать каких бы то ни было публичных упоминаний о спеццехе. В
DaimlerChrysler по уровням B6
и B6-B7 например бронируются модели
Mercedes-Benz S500L, S600L, G500. Пример популярного бронированного BMW – модель
760Li.
Сказанное, совершенно не означает, что всякий бронированный
Mercedes или BMW вышел из цехов родного завода. В силу востребованности покупателями
представительских автомобилей этих двух марок их бронировкой занимаются также многочисленные
независимые ателье в Европе и США. Зато, встретив автомобиль со спецзащитой любой
другой марки понятно, что он является продуктом специфического тюнинга, выполненного
на стороне. О качестве исполнения броневика сторонними фирмами можно лишь догадываться.
Лучшие сторонние ателье
Если заказчику требуется автомобиль другой марки или он хочет
получить более персонализированный Mercedes или BMW, то ему прямая дорога в независимое
ателье. Самыми известными в Европе являются: бременская фирма Trasco (входит в группу
компаний Armor Holding) и Carat Duchatelet из города бельгийских оружейников - Льежа.
Первая работает с Mercedes-Benz S-класса, Audi A8, Toyota Landcruiser, Nissan Patrol GR. Вторая отдаёт предпочтение
продукции DaimlerChrysler (в том числе предлагает вариант бронирования суперлимузина
Maybach) и британской Land Rover. Весьма солидную программу имеет чешская фирма
SVOS: до уровня B6 бронируются
Lexus LS430 и LX470, Volvo S80, внедорожники Toyota и Nissan. Поклонникам автомобилей
из США, скорее всего, придется разместить заказ в одном из американских ателье:
O'Gara-Hess & Eisenhardt, Armet и других. Американцы предпочитают использовать
для тяжёлого бронирования любимые ими полноразмерные внедорожники местного производства.
Какая бронировка лучше?
Сторонники заводского бронирования указывают на то, что завод-изготовитель
имеет возможность учесть пожелания инженеров по спецзащите ещё на стадии разработки
базовой (не бронированной) версии машины. В результате защитные элементы не только
утяжеляют, но и усиливают конструкцию автомобиля. Да и финансовые возможности крупных
производителей позволяют проводить более продолжительные испытания новых образцов
- не только баллистические, но и ходовые, что немаловажно. Ведь целью конструкторов
является всё-таки создание автомобиля, а не малоподвижной крепости. Приверженцы
бронирования afterwork пускаются в рассуждения об индивидуальном подходе к клиенту,
которого действительно невозможно добиться в условиях крупного производства.
Сегодня автомобили со спецзащитой выпускаются на базе практически
любых моделей, среди которых встречаются даже машины гольф-класса. Естественно,
что возможности ходовой части и силовых агрегатов у таких автомобилей не приспособлены
к значительному утяжелению конструкции и бронируются они не выше чем до уровня B4, когда вес бронематериалов не превышает 400 кг.
Более тяжёлое бронирование (уровень B6 и B6-B7) - удел
автомобилей представительского класса и внедорожников. Большая масса бронематериалов
предъявляет повышенные требования к прочности шасси и мощности двигателей. Кроме
того, именно такие машины чаще всего используются клиентами из группы риска - политиками
и крупными предпринимателями.
Элита автомобилей со спецзащитой - президентские лимузины, полученные
путем конверсии из стандартных представительских автомобилей. Поскольку такой автомобиль
перемещается в составе тщательно охраняемого кортежа, решающим при его создании
становится фактор внешней представительности и удобства для главного пассажира.
Сейчас производство бронированных удлинённых лимузинов целиком сосредоточено в специализированных
ателье: последний из могикан - Mercedes-Benz S-класса Pullman в 2002 г. был снят
с заводского производства, дабы не создавать конкуренции более престижному
Maybach.
В процессе конверсии автомобиль "тянут", то есть увеличивают
габариты, не только в длину (для удобства пассажиров расширяют задние двери или
делают вставку с дополнительным третьим окном между передними и задними дверями),
но иногда и в высоту (наращивают стойки кузова и двери, поднимая крышу, чтобы добиться
простора над головами пассажиров). При этом если речь идёт об автомобиле главы государства,
его ещё и бронируют. Полученный продукт впечатляет не только размерами, но и ценой:
стоимость в 600000-800000 евро является для президентских лимузинов обычной величиной.
Вторичный рынок
Модельные линейки броневиков редко обновляются. А на броневики
и автовладельцев распространяется ряд законодательных требований. Поэтому актуальным
является вторичный рынок бронированных авто. Такие модели в цене падают медленно.
Например, новая семёрка BMW условно стоит 100000 евро. За три года её стоимость
снижается вдвое. Данная модель в броне за три года с 350000 дешевеет до 280000 евро.
Условия эксплуатации, величина пробега сильно влияют на продажную цену. Вполне реально
за 100000 евро подыскать усиленную модель.