Количество и интенсивность звукового воздействия на человека в условиях современного города превышает нормы, необходимые для здоровья, в разы. Долгое время на эту проблему не обращали особого внимания. Но наметившаяся тенденция к организации здорового образа жизни, улучшение экологической среды в окружении человека заставляет по-новому взглянуть на эту проблему.
Не секрет, что ритм любого крупного города, с
присущими ему стрессами, недосыпаниями и шумовому давлению приводит к
негативным результатам. Стрессы становятся хроническими, переутомление ведет к
снижению иммунитета, недолгий и не качественный сон тоже причина многих
недугов. Шум, сопровождающий горожанина всю его жизнь -, одно из самых
отрицательных качеств мегаполиса. Понимание того, что назрела необходимость
ограждать от такого отрицательного действия организм человека, привело к
изобретению устройств, методов и технологий, помогающих справится с этой
проблемой. Время, проводимое в автомобиле городским жителем, иногда измеряется
часами. Эффективно защитить находящихся в салоне людей традиционная система
пассивного шумоподавления не способна. Пришло время новому поколению защиты от
шума, основанной на совершенно иных принципах работы, по сравнению с
традиционными способами.
Как работает активная система подавления шума
в автомобиле
Принцип работы системы был изобретен давно, но
технологически изготовить достойное и доступное устройство для автомобиля
долгие годы не удавалось. Лучшие результаты достигаются комплексным подходом к
решению задачи. Часть шумового давления устраняется пассивной защитой. Корпус
автомобиля обрабатывается эластичным составом, который напыляется специальным
оборудованием и кроме снижения уровня шума средство обладает и антикоррозийными
свойствами.
Но звук двигателя, вибрацию шин от соприкосновения с
дорогой такие методы не устраняют. Вот тогда конструктора и обратили внимание
на способы борьбы с шумом в авиации, мореплавании и даже в космонавтике. Как
это ни парадоксально звучит, но шум подавляется звуком динамиков. Дело в том,
что встроенные микрофоны передают сигнал электронному устройству, которое
генерирует ответный сигнал. С той лишь разницей, что частота звуков обратная.
Наложение сигнала в противофазе гасит основной источник шума. Правда, динамики
в системе специальные. Аудиоустройства самого автомобиля не используются. Технология, разработанная для автомобилей,
получила название ANC (Active Noise Control).
Устройство, адаптированное для применения в
автомобиле, появилось впервые в 2008 году. Конструктора японского концерна Toyota спроектировали и
установили систему на серийном автомобиле. Революционную новинку быстро оценили
и сегодня несколько крупных автомобилестроительных заводов активно применяют
изобретение в своих моделях. Разница впечатляющая. Умельцы, самостоятельно
собравшие несложную схему и правильно поместив динамики, даже старые модели
машин способны сделать намного тише и комфортнее. Но заводская сборка – это уже
другой уровень шумоподавления. В перспективе, видимо, все выпускающиеся автомобили
снабдят похожими устройствами. Тем более определился еще один важный повод для широкого применения. Подавление звуковых
волн самым лучшим образом сказывается на отдельных деталях конструкции и
элементах отделки салона. Меньшая вибрация -
меньший износ. Так получилось, что система, призванная защищать человека
от шума, оказалась полезна и для продления срока службы самого автомобиля.
Более того, устранив колебания конструкции ходовой части, отмечено и уменьшение
потребления топлива.