В последнее время не трудно заметить тенденцию роста количества автомобилей на улицах городов, и, как ни странно, проблема чистоты воздуха в салоне автомобиля становится все актуальнее. Такая проблема является особенно актуальной для водителей грузовых автомобилей, а также в местах, где в большом количестве встречаются разнообразные тоннели и подземные проезды.
Первые разработки
Первопроходцем в решении этой проблемы стала компания
Volvo, которая разработала систему качества воздуха (Interior Air Quality
System, IAQS), позже такая система была усовершенствована и теперь применяется
на многих автомобилях этой марки. Так же в настоящее время, такую систему, но с
менее громким названием, использует множество передовых европейских
автопроизводителей.
Система качества воздуха в автоматическом режиме
следит за качеством воздушной массы в салоне, проводя его микроочистку, при этом используя систему рециркуляции. По своей сути данная система является
доработанной и аналогичной системе климат-контроля.
Процесс очистки воздуха от вредных газов, неприятных
запахов и т.п. очень напоминает аналогичную систему, которая используется в
противогазах, ведь и там, и там воздух проходит фильтр с активированным углем. Но
стоит помнить, что возможности фильтра ограничены. Если такой фильтр не
справляется с нагрузкой, ввиду сильной загрязненности поглощаемого заборником воздуха, то
система автоматически включает рециркуляцию воздуха в салоне с постоянной его
очисткой.
Отличие от других систем
Конструктивно система не чем не отличается от других систем,
которые присутствуют в автомобиле, все основано на нескольких датчиках, которые
и регулируют подачу воздуха, и включают необходимые опции.
Датчик качества воздуха расположен в передней части автомобиля, и выполняет функцию регистрации
наличия в поступающем воздухе вредных веществ. Чаще всего один датчик
устанавливается в воздухозаборник, а дублирующий в салон автомобиля. Принцип
работы заключается в следующем: датчик имеет ряд веществ, которые при контакте
с вредными веществами изменяют свои физико-химические свойства, микрокомпьютер
регистрирует изменение и выполняет то или иное действие.
Разновидность газов
Газы различают на два основных вида.
- Окислительные (в эту группу газов входят оксид углерода, углеводороды и разрушающие пары бензина, продукты его переработки)
- Восстановительные (в основном представлены различными оксидами азота)
В зависимости от разновидности газа, сопротивление
датчика изменяется.
Датчик подает определенные сигналы на главный блок
управления. Инновационная система не имеет собственного блока управления, и
является периферией для датчика климат-контроля. Блок распознает загрязнение
воздуха при наличии одновременно двух видов вредных газов. После того, как
блок распознает наличие вредных веществ в поступающем воздухе, автоматически
подается сигнал на открытие или закрытие рецеркулятивной заслонки.
Переход в режим рециркуляции возможен только при наличии таких факторов:
- При повышенной концентрации вредоносных веществ;
- Включение омывателя стекла дворников авто;
- При движении авто задним ходом.
Рециркуляция воздуха в салоне делится на полную и частичную. Независимо от количества вредных газов в системе, рециркуляция включается на определенный временной интервал (как правило, включение рециркуляции длится 10 мин). Есть несколько факторов, которыми регулируется время открытия заслонки рециркуляции:
- температура наружного воздуха.
- использование стеклоочистителя (в зависимости от погоды),
- работа системы кондиционирования воздуха.
Все эти
факторы позволяют не дать стеклам запотеть изнутри автомобиля.
К своей новинке компания Volvo презентовала и систему автоматической вентиляции салона автомобиля.
Вентиляция салона включается автоматически при
открывании дверей, при помощи пульта сигнализации транспортного средства.
Сделано это для удаления неприятных запахов, которые могут скопиться в закрытом
автомобиле из-за некоторых материалов и веществ, которые используются в
интерьере авто. Вентиляция может производиться в течение минуты или же до
открывания одной из дверей автомобиля, или же по настройкам, которые можно
запрограммировать по желанию. Такая система хорошо зарекомендовала себя при
удалении различных запахов после покупки нового автомобиля.
Система работает так, что по мере распространения
запахов в салоне система либо увеличивает, либо снижает интенсивность
вентиляции. Вентиляция салона прекращается после долгого использования
автомобиля.