Коленчатый вал изготавливают из чугуна или легированной стали, эти материалы очень прочные, но со временем возникают дефекты, и чтобы устранить их, необходимы ремонтные размеры коленвалов. Это такие своего рода допуски, для которых без большого ущерба для прочности деталей можно уменьшить толщину шеек. А так как шейки взаимодействуют с подшипниками, то для подшипников предусматриваются вкладыши с ремонтным уменьшением.
Когда потребуются ремонтные размеры коленвалов?
Частым видом повреждений являются царапины на шейках, их не нужно путать с трещинами, которые появились из-за усталости металла, с их появлением деталь приходится менять. Царапины на шейках возникают из-за продолжительной эксплуатации коленвала, к тому же причина может быть в том, что масло засорено инородными частицами. В этом случае нужно обращать внимание, какова глубина царапин, если царапины мелкие до 5 микрон, то их можно заполировать, более значительные нуждаются в шлифовке, после чего придется переходить на другие ремонтные размеры коленвалов. При сильном износе рабочей поверхности деталь может уменьшиться сразу на 2 размера.
Что учитывать, если приходится изменять размеры шеек коленвалов?
У коленчатого вала шейки бывают 2-х типов – шатунные и опорные. Шатунные шейки предназначены для того, чтобы на колена могли передаваться поступательные движения шатуна, таким образом, они будут преображаться в крутящий момент. В обычном двигателе размеры шеек бывают 47,8 мм. Под такой размер подогнаны кольца шатунов и подшипники. Но спортивный тип коленвалов считается исключением, здесь у шеек имеется диаметр 43 мм, значит, он требует для подшипников специальных вкладышей и установку соответствующих размеров шатунов.
Вернемся к дефектам и шейкам. Если таковые имеются, ремонт может осуществляться до четырех раз путем шлифовки. Прежде чем изменять размеры шеек, нужно внимательно замерить деталь и выяснить до какой степени могут быть изменения, потом можно заранее купить вкладыши с новыми размерами. Степень износа можно определить по зазору между подшипником и шейкой, и если он достигает 0,07- 0,09 мм, это грозит тем, что во время работы ДВС будут шумы и снизится давление масла, а если зазор будет менее 0,03 мм, это может быть причиной описанных задиров.
Какие обычно бывают ремонтные размеры шеек коленвала?
Если вы собрались отшлифовать шейки вала, то заранее позаботьтесь о вкладках, при 1-м ремонте их используют с уменьшением на 0,25 мм. Если будут какие-то другие ремонтные размеры коленвала, их можно изменить на 0,5, 1 мм и 0,75 мм, вкладыши должны быть соответствующего размера. Последующие шлифовки связаны с тем, что возможно в процессе работы разрушение вала, по этой причине крайне сложно найти размеры вкладышей 1,5 и 1,25. В процессе работ 1-ми шлифуют шейки основания, а 2-ми шлифуют шатунные.
Подготовка к ремонту начинается со снятия противовесов, очистки детали, при необходимости в правке вала с выставлением балансировки центральной оси для получения ремонтных размеров шеек коленвалов. Важно на изгиб оси проверить вал, чтобы потом своевременно его выровнять. На центральной шейке биение должно быть не более 0,05 мм.
К тому же, перед шлифовкой нужно углубить фаски на кромках кольцевых выемок, добиться, чтобы ширина была от 0,8 мм до 1,2 мм. Лучше всего это делать абразивной конусообразной насадкой на дрель под углом 90 градусов. И если есть возможность купить новый коленвал, лучше купите, вместо того, чтобы ремонтировать старый.
24-11-2013, 00:15 | Романов Виктор