Этим вопросом задается каждый
желающий получить водительское удостоверение. Принципиального отличия для
получения первичных навыков вождения на отечественном или иностранном
автомобиле нет. С началом серийного выпуска, автомобилей Волжского авто завода,
оснащенных автоматической коробкой передач, этот вопрос стал еще менее
актуален.
Механическая или автоматическая трансмиссия
Управление транспортным средством
с МКПП, требует большей координации движений и внимания, в процессе управления
задействованы обе руки и ноги. Стоит учесть, что АКПП уступает МКПП в динамике
разгона. Но прежде чем определиться с выбором, нужно принять во внимание
последние изменения в законодательстве РФ, связанные с введением новых категорий
и подкатегорий в водительские удостоверения. Необходимо обратить внимание на
то, что при сдаче практической части экзамена на автомобиле с АКПП, в
дальнейшем запрещено управление транспортными средствами той же категории, оснащенными МКПП. В водительском удостоверении будет стоять соответствующая
отметка. Если в дальнейшем возникнет необходимость управления автомобилем с
механикой, придется снова проходить обучение в автошколе и сдавать экзамен в
ГИБДД. При этом лица, сдавшие вождение на
механике, могут управлять автомобилями с автоматической трансмиссией. Хотя это
не означает, что в дальнейшем не придется привыкать к управлению с АКПП.
Человек, привыкший к тому, что его левая нога тоже задействована в управлении
автомобилем, на уровне рефлекса может нажать на педаль тормоза, что приведет к
экстренному торможению и к возникновению опасной или аварийной ситуации.
С точки зрения экономии времени и
нервов лучше сразу учиться и сдавать на механической коробке. Но если есть
абсолютная уверенность в том, что никогда в жизни не придется управлять
механикой, то можно без колебаний учиться на автомате.
Задний, передний или полный привод
Это наиболее значимый вопрос с
точки зрения стиля вождения. Привод определяет параметры управляемости
автомобиля и манеру вождения. В случае прямолинейного движения по дороге с
хорошим покрытием существенной разницы в типе привода нет. А вот во время
старта, торможения, преодоления неровностей и прохождение поворотов, все три
привода ведут себя своеобразно.
В начале движения центр тяжести
смещается к задней оси автомобиля и разгружает переднюю, а при торможении все
наоборот. Поэтому у автомобилей с
передним приводом, часто происходит проскальзывание колес при резком старте.
Авто с классическим приводом в этом случае имеют лучшую динамику разгона, так
как при этом задняя ось оказывается загруженной, что улучшает сцепление с
дорогой. Хотя на скользкой поверхности может произойти ее снос. У
полноприводных моделей на скользкой дороге может возникнуть снос всех колес.
Поэтому при трогании с места, лучше плавно увеличивать обороты двигателя.
Для прохождения поворотов на
автомобилях с классическим задним приводом профессионалы советуют при входе в
поворот сбросить газ – это позволит предотвратить снос задней оси. Для
переднего привода рекомендуется перед
входом в поворот уменьшить тягу двигателя, а в процессе его прохождения плавно
ее увеличивать, за счет этого происходит своего рода вытягивания автомобиля из
заноса. На полном приводе нужно дозировать обороты двигателя.
Для более мягкого прохождения
дорожных неровностей, выбоин и искусственных препятствий, наподобие «лежачих
полицейских» рекомендуется следующий порядок действий:
Необходимо максимально погасить
скорость до сближения с препятствием, а непосредственно перед ним отпустить
педаль тормоза и у немного увеличить тягу при сближении с ним. Как было
написано выше, центр тяжести при торможении смещается к передней оси и если торможение
перед препятствием не прекратить, то за счет просадки передней подвески можно
попросту уткнуться в него передним бампером. За счет увеличения тяги при
переезде через препятствие происходит подъем передней части автомобиля, что
снижает вероятность повреждений бампера и подвески.
В случае экстренного торможения
на скользкой дороге у заднеприводного автомобиля происходит снос передней оси,
у переднеприводного задней оси, а полноприводный автомобиль начинает скользить
всеми колесами, что делает его совершенно непредсказуемым и неуправляемым.
Напоследок
Можно посоветовать проходить
обучение на автомобиле подобному тому, котором в будущем вы планируете
управлять. При решении вопроса о механической или автоматической коробке стоит отдать предпочтение механической. Потому что если у вас вызывает затруднение
координация движений по управлению механизмом сцепления и переключения
скоростей, стоит задуматься о целесообразности вождения автомобиля в принципе.
Ведь автомобиль - это не только способ комфортного передвижения, но и
транспортное средство повышенной опасности. И ответственность за последствия,
вызванные его неумелым управлением, предусматривают ответственность вплоть до
уголовной.