Автомобиль – это сложнейшее устройство, в конструкцию которого входит множество различных датчиков. В некоторых моментах его можно сравнить с организмом человека. Такой механизм, как датчик кислорода (лямбда зонд) можно долго сравнивать с дыхательной системой.
Если вы обратитесь к механику по вопросу резкой пропажи тяги, то вероятнее всего он в первую очередь усомнится в датчике кислорода.
При поломке автомобиля никому не помешает знать наизусть принцип работы механизма.
- Механику в этом случае будет не просто одурачить владельца, дописывая ему совсем не нужные услуги.
- Водитель авто, обладая нужными знаниями, сам может определить причину поломки, а возможно и с дальнейшим ее решением.
Для чего нужен датчик кислорода?
Датчик кислорода, он же лямбда зонд, создает необходимые условия каталитическому нейтрализатору, который занимается фильтрацией выхлопных газов. Менее вредным выхлоп позволяет сделать именно катализатор, а лямбда зонд контролирует эффективность этого механизма.
Работать начинает лямбда зонд лишь после того, как прогреется, и его температура дойдет до 300 градусов по Цельсию. Если двигатель не прогрет, то датчики кислорода не будут работать, и эту нагрузку будут совершать другие датчики двигателя.
Существуют и другие виды датчиков, например с дополнительным подогревом. Их принцип помогает им быстрее заработать, то есть результат показателей становится более точным.
Неисправный датчик кислорода – это одна из главных причин большего расхода топлива у машины. Двигатели, которые имеют впрыск бензина, расходуют топливо в зависимости от ширины импульсов. Во впускной коллектор попадет больше топлива, если импульс будет шире. Блок, управляющий двигателем, задает ширину этих импульсов. Иногда становится недостаточно одного датчика, поэтому современные автомобили имеют два датчика, и между ними располагается катализатор в выпускном тракте. При таком контроле в разы увеличивается точность анализа при выхлопе топлива. В случае удаления катализатора ставится обманка датчика кислорода для корректной работы систем автомобиля.
Вредные вещества окисляются катализаторами до нужного значения. Но хорошо заработают катализаторы только если топливная смесь будет нормальной во всех соотношениях. Для этого датчик кислорода обеспечивает обратную связь. Если с датчика приходит слабый сигнал на блок, значит в выхлопных газах содержание кислорода завышено. В ответ, блок управления сразу дает на инжекторы большую ширину импульсов. Топливная смесь получается лучше, в выхлопных газах уменьшается количество кислорода. Тем самым датчик кислорода увеличивает сигнал. Блок принимает импульс датчика на увеличение сигнала. Далее топливная смесь опять уменьшает свое количество кислорода и становится бедной. Таким образом, идет непрерывная работа двигателя, в которой постоянно регулируется состав смеси. Работа продолжается, пока исправен датчик.
Интенсивность сигнала, поступающего с датчика, снижается при использовании этилированного бензина, при текущих колпачках, при низкой компрессии.
Как проверить датчик кислорода
Датчик всегда стоит первым от коллектора в выпускном тракте. Если к нему проведен лишь один провод, то он не может иметь подогрева. Проверив таким образом датчик, можно узнать, на месте ли его спираль подогрева.
Что будет, если произойдет поломка?
Во-первых, поломка датчика кислорода грозит владельцу плохим разгоном авто и повышению расхода топлива. Основной причиной этих последствий является то, что при неисправности показания датчика не будут совпадать с действительностью. По той же причине соотношение кислорода с топливом в конечном результате получится не самым лучшим. Машина все же останется на ходу, даже если лямбда зонд будет неисправен. Но сложность ситуации будет зависеть и от устройства автомобиля. Существуют такие модели авто, у которых при нарушении этого механизма расходуется в огромном количество топлива. В такой ситуации нужен срочный ремонт.
Существует несколько причин из-за которых лямбда зонд может выйти из строя. Например:
- Поломка может быть частичная, то есть лямбда зонд работает, а точность его показаний сильно падает.
- Лямбда зонд может прекратить свою работу при критических температурах.
В каждом из этих случаев установить причину неисправности сможет лишь специалист. Нужно отметить, что если вдруг он совсем отказал в работе, то лучше будет поменять его на такой же механизм. В другом случае, сигналы бортовым компьютером могут просто не приняться.
Если вдруг случилось так, что отказали сразу оба датчика, то авто полностью может выйти из строя. Единственным решением этой проблемы станет только эвакуатор или буксир. Не нужно забывать о том, что лямбда зонд очень чувствителен к различным рода поломкам.