Насколько известно, в современном автомобиле кузов стал значимой частью системы пассивной безопасности. Поэтому инженеры концернов автомобилестроения по всему миру стараются разработать наиболее практичную и безопасную конструкцию кузова.
Были выделены два основополагающих
принципа, исходя из которых проектируется кузов. Это:
- Две терминальные части кузова (передняя и задняя) при столкновении должны деформироваться, чтобы поглощать энергию столкновения
- Каркас автомобильного салона должен быть максимально прочным и жестким. Это делается для того, чтобы пассажиры имели возможность выжить при столкновении.
Каким же образом терминальные части
должны деформироваться? При столкновении происходит процесс, называемый
«эффект гармошки», когда задняя и передняя автомобильные части «складываются» в
продольном направлении. Такая четкая направленность «складывания» достигается
путем формирования в коробчатых профилях, из которых изготавливается кузов,
углублений и выступов в точно расположенном месте. При расчете таких точек для
передней части кузов должны учитываться жесткость колес и двигателя, а также
силы инерции.
Для обеспечения жесткости и прочности
разработанной конструкции используют самые прочные виды металлов, в частности
стали. В самых уязвимых частях каркаса, куда приходится наибольшая нагрузка,
используют детали, которые прошли «горячую штамповку». От использования таких
элементов только лишь польза: снижается масса кузова автомобиля и
обеспечивается большая жесткость салонного каркаса. Но в проектировании
автомобильного каркаса используется не только прочная сталь. Использование
алюминиевых конструкций наряду со стальными элементами дало высокие показатели
в области обеспечения каркасу прочности, жесткости, а также удачного
распределения веса.
Поведение
при фронтальном ударе
Наиболее распространенными в наше время
являются фронтальные столкновения. Инженеры пришли к выводу, что при таком
столкновении требуется сохранить в безопасности ноги водителя и пассажира.
Поэтому минимизируют сдвиг элементов каркаса в передней части.
При столкновении с боковой частью
основная нагрузка приходится на двери и среднюю стойку, поэтому данные
конструктивные элементы должны быть тщательно разработаны и спланированы. Для
изготовления вышеуказанных частей каркаса используют свехвысокопрочные
материалы. Основой данной системы приходится средняя стойка. Ее функция
заключается в том, что она перераспределяет энергию столкновения с боковой
стороны на крышу и порог каркаса. Немаловажным в проектировании дверей
автомобиля является их усиление с
помощью диагональных брусьев безопасности, функция которых заключается в
гашении чрезмерной силы столкновения.
К задней части автомобильного каркаса
предъявляются отдельные требования к уровню деформации и прочности кузова.
Сюда также включают необходимость защиты топливного бака при столкновении,
поэтому проектируется расположение бака и геометрия задних подвесок.
Для того, чтобы снизить вероятность нанесения
травмы людям при наезде, в передний бампер автомобиля стали добавлять
эластичный элемент, который поглощает часть удара. Поглощение удара достигается
благодаря созданию определенной деформации в переднем бампере при столкновении.
Все
разработанные автомобильные каркасы поначалу отправляют на краш-тест в
лабораторию, где конструкция выдерживает фронтальное, боковое и заднее
столкновение на разных скоростях. Если конструкция выдержала все испытания,
после ее отправляют на производство.