История создания
датчика
В 1998 году первой начала оснащать автомобили такой
системой компания Volvo, предложив IAQS (InteriorAirQualitySystem), название которой не изменилось и по сей день.
С тех пор система совершенствовалась с каждым годом, а подобные аналоги
устанавливались на других автомобилях известных марок.
За счет тонкого типа очистки воздуха и возможности
рециркуляции его в автомобиле достигаются оптимальные условия микроклимата и
подходящее качество воздуха. Можно сказать, что IAQS представляет собой
расширенную опцию климат-контроля автомобиля.
Система контроля качества воздуха состоит из модуля
управления микроклиматом, датчика качества воздуха AQS, привода заслонки и
угольного фильтра.
Сам фильтр служит для поглощения неприятных запахов,
вредных газов, пыльцы и частиц пыли.
Естественно, фильтр не сможет полностью защитить от попадания большого
количества вредных газов в салон автомобиля, поэтому в таких случаях система
сама отключит приток воздуха с улицы и начнет рециркуляцию воздуха в салоне.
Воздух будет продолжать очищаться с помощью фильтра до тех пор, пока датчик
качества воздуха не даст команду на открытие заслонок.
Принцип работы датчика AQS (AirQualitySensor),
основывается на изменении электрических свойств материала датчика при контактах
с вредными газами. Как правило, в устройстве датчика есть элементы из оксида
олова или вольфрама, которые будут по-разному реагировать на чистый и
загрязненный воздух. От этого будет изменяться сопротивление материала и,
соответственно команды, поступающей в блок управления.
Собственного модуля управления система не имеет, поэтому
использует для работы блок управления системы климат-контроля. Принцип работы
модуля основан на распознавании вредных газов или чистого воздуха, а после модуль закрывает или открывает заслонку, в
зависимости от принятого решения.
Включение системы
Для включения режима рециркуляции воздуха в салоне могут
также послужить такие причины: одновременное включение стеклоомывателя и стеклоочистителя, движение задним
ходом, повышение концентрации вредных веществ снаружи.
Время работы режима рециркуляции ограничено с целью
избегания запотевания стекол. Процесс рециркуляции длится не более 10 минут.
Время работы зависит от температуры воздуха снаружи, работы кондиционера и
использования стеклоочистителя.
Конструкторы Volvo посчитали наличие одной лишь IAQS в
автомобиле недостаточным и создали систему автоматической вентиляции салона
(CZIP). Суть этого новшества заключается в автоматическом удалении сильных
запахов, скопившихся в автомобиле за время стоянки. Автоматическая вентиляция
начинает работу после отключения блокировки дверей с пульта и завершает свою
работу после открытия дверей. Максимальное время работы системы — одна минута.
Особенно полезна система CZIP будет для новых автомобилей, где отчетливо чувствуется
запах пластика.
Использование системы контроля качества воздуха в
условиях нашей экологической обстановки зачастую ведет к поломке датчика
контроля воздуха. Замена этой детали обходится автовладельцам в немалую сумму,
поэтому мало кто спешит ее менять. Отсюда и невысокая популярность пользования
IAQS в нашей стране.