Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) по своей конструкции, в общем-то, агрегат достаточно простой и понятный. Топливо, смешиваясь с воздухом, проходя впускной коллектор и впускные клапаны, оказывается в камере сгорания. После чего происходит закрытие клапанов и осуществляется движение поршня вверх, что вызывает сжатие смеси. Затем, в нужный момент, примерно соответствующий верхней мертвой точке (ВМТ) цилиндра, происходит возгорание смеси, которое вызывает свеча зажигания. Иногда двигатель автомобиля при холостом ходе начинает трусить и дергать – это первый признак того, что вам нужно отрегулировать клапана.
Процесс работы
Под воздействием температуры
смесь расширяется и выталкивает поршень вниз. Исходя из законов физики, при этом происходит преобразование тепловой энергии в механическую энергию. В последнем
такте работы поршня происходит удаление отработанных газов в выпускной
коллектор, посредством открытия выпускных клапанов. Все происходит при помощи
впускных и выпускных клапанов. Для их безупречной работы периодически требуется
настройка тепловых зазоров. Итак, следует разобраться, что это такое и для
чего.
Тепловой зазор впускных и
выпускных клапанов - специальный зазор, который оставляют между кулачком
распределительного вала и стеблем клапана. Его необходимость объясняется все
той же физикой: при нагревании двигателя металл начинает расширяться, и,
соответственно, происходит удлинение стебля клапана. Зазор призван
компенсировать это расширение.
Казалось бы, все достаточно
просто и вроде бы понятно, но есть одна проблема. Через каждые 40 тыс. км
зазоры клапанов меняют свое значение, которое, как правило, становится больше
требуемого. В таких случаях возникает необходимость в их регулировке, для
возврата к исходным параметрам. Если этого не сделать, то образование излишнего
зазора, и как следствие, возникающая ударная нагрузка, будут причиной износа
коромысла или кулачка распределительного вала.
Рассмотрим более подробно
При обычном режиме, когда
тепловой зазор соответствует допустимым пределам, происходит постоянное
взаимодействие коромысла со стеблем клапана. Стебель, с правильно
отрегулированным зазором, нагреваясь, плотно прилегает к коромыслу или кулачку.
Но в случае увеличенного зазора происходит плохой контакт при удалении коромысла и, наоборот, удар при контакте. Такое плачевное положение вещей приведет к
тому, что удар за короткое время разобьет кулачок или коромысло. В результате
встанет вопрос о дорогостоящем ремонте, который, если взглянуть правде в глаза,
мало кто производит. Без него мотор "на холодную" будет сильно
греметь и в прогретом состоянии все равно сохранится шумная работа.
Надеемся, что наглядный пример
убедил вас в необходимости проведения регулировки клапанов. Теперь можно
перейти к вопросу, почему данные манипуляции можно доверять только
квалифицированному специалисту.
Качество регулировки
Довольно часто в сервисы по
ремонту автомобилей обращаются люди с жалобой, что, несмотря на надлежащий
уход, своевременную замену запчастей и выполнение всех необходимых норм при
ремонте, их железный друг взял, да и "заболел”. Обычно это происходит
после того, как отрегулировали клапана. Всему виной оказывается неправильная
регулировка. Так бывает особенно часто при несоблюдении размеров тепловых
зазоров (меньше требуемого по нормам).
Что может произойти при этом?
Согласно физическим свойствам
металла, он при нагревании расширяется. Исходя из тех же законов физики, любое
действие идет по наименьшему сопротивлению, в результате увеличение стебля
происходит по всем направлениям и вверх, и вниз. Если зазор клапана меньше
требуемого, т.е. клапан "зажат”, стебель упрется в кулачок и, не имея
возможности роста вверх, продолжит удлиняться вниз.
В основном эта проблема
касается выпускных клапанов, так как на них оказывается наибольшее тепловое
воздействие, тогда как стебли впускных получают охлаждение за счет воздуха при каждой
подаче смеси в цилиндр. Вследствие чего камера сгорания негерметична, и момент
возгорания происходит при открытых выпускных клапанах.
Во-первых, это приводит к
значительному снижению компрессии и, естественно, к потере мощности. Этого
пункта уже достаточно для того, чтобы задуматься. Но есть еще один.
Образовавшаяся "щель”, куда стремится воспламенившаяся смесь, приводит к
наличию в выхлопном коллекторе пламени. Это, в свою очередь, ведет к повышению
нагрузке на стены коллектора, равно как и на стебли и тарелки выпускного
клапана. В результате чего происходит прогорание, как тарелок клапанов, так и
стенок коллектора. Замена коллектора на новый (или ремонт старого по
возможности), по большому счету, не составляет никакого труда, тогда как замена
прогоревших клапанов обойдется в круглую сумму, так как необходим разбор
двигателя.
Именно поэтому своевременно отрегулированные клапана - очень важный момент в
обслуживании вашего автомобиля.
Регулировка клапанов Honda
Стоит выделить двигатели Honda,
в которых эту операцию осуществить очень просто, достаточно отвертки и гаечного
ключа. Это не относится лишь некоторым редким агрегатам, типа C32A (Inspire
UA3), в которых задействована система гидрокомпенсаторов.
Про другие двигатели можно дать
более развернутое пояснение. На автомобилях, имеющих двигателя таких серий,
как: серии B (B16 - B20), серии D (D13 - D17), F (F18 - F23), G (G20, G25), J
(J30, J32), K (K20, K24), L (L13, L15), R (R18, R20), а также ZC (все модели)
зазор впускных и выпускных клапанов регулируется при помощи щупа, отвертки и
ключа, и не требует применения дополнительного инструмента.
Стоит надеться, что данная
обзорная статья обрисовала четкую картину в вопросе необходимости
своевременного контроля по регулировке клапанов, а также опровергла
сомнительные страхи и сомнения по поводу того, эта операция очень сложна. Как
оказалось, при ближайшем рассмотрении все достаточно просто. Впрочем, как
обычно.