Любой автомобиль движется благодаря работе двигателя, передачи его мощности при помощи коробки передач на коленчатый вал, изменения крутящегося момента и согласования нагрузок. Вариатор представляет собой бесступенчатую коробку передач, применяется он для плавного переключения передаточного числа, его изменения. Коробка передач обеспечивает постоянное изменение трансмиссии. Процесс осуществляется под управлением электроники. Движение шкивов, регулирование гидротрансформатора, планетарного редуктора – все происходит при участии и контроле электронной системы, с ее помощью регулируется давление рабочей жидкости в механизме и скорость автомобиля.
Металлические детали и узлы в процессе поступательных движений и вращений в общей системе автомобиля претерпевают естественный износ, засоряются всевозможные клапана и каналы продуктами износа. Постепенно любые узлы автомашины нуждаются в уходе, регулярной диагностике, чистке и замене.
В практике автолюбителей
нередко приходится самостоятельно
заниматься мелким ремонтом, чисткой отдельных узлов и деталей автомобиля. Но не
любую чистку рекомендуется делать
самостоятельно. Некоторые узлы требуют профессионального подхода, так
как цена ошибки может оказаться слишком
дорогой.
Начиная разговор о чистке блока
управления вариатора, нужно сразу
обратить внимание на сложность и ответственность данной
операции. Многочисленные современные
автомобили оснащены автоматической
коробкой переключения передач вариаторного
типа, то есть имеют вариаторный узел в
виде конусов с натянутым между ними ремнем. Такая система дает
экономическую выгоду и возможность
совершать плавный разгон. Однако, этот технический элемент сложен и
требователен к регулярному тщательному
обслуживанию.
Предпосылки для чистки вариатора
Здесь имеют значение все
кажущиеся маловажными нюансы. Поэтому
начинать надо с диагностики автомобиля. Диагностические приемы позволяют обнаружить слабые звенья в
общей технологической сети, начиная
от элементарного разрыва цепи
между разъемами в проводах до
разнообразных неисправностей в
вариаторе.
И только убедившись в том, что вариаторный узел требует вмешательства, можно очень аккуратно в специально подготовленном чистом теплом
помещении начать разбирать блок управления.
Причиной подобного вмешательства
могут послужить такие проявления, как
рывки автомашины при движении с места, кажущееся плавание тахометра на оборотах, вялая реакция коробки передач на работающий двигатель. Все
эти причины следует изучить тщательнейшим образом, провести диагностику авто.
Итак, если решено заняться чисткой важного узла машины.
Подготовительный этап
Нужно подготовить чистую ткань
для подкладки под детали. Подготовить емкость для мытья и ткань для протирания
технических элементов. Настроить себя на запоминание цвета деталей
и их местоположения.
Помнить о последовательности
разбора узла, снятия отдельных
элементов и раскладывания их в той же последовательности. Это необходимо
для упрощения процесса последующей сборки, которая будет вестись в
обратном порядке.
Процесс разборки
Постоянно нужно помнить о том, что
конструкция изготовлена из
хрупкого металла алюминия, требующего бережного отношения при работе!
Отсоединяются и отвинчиваются провода.
Сливается специальная жидкость и
снимается поддон. Аккуратно отвинчиваются крепежные болты, удерживающие блок управления
на поддоне. Особый интерес направляется на клапана, которые регулируют продвижение жидкости
по разным направлениям.
Кстати, весь комок проблем может
скрываться именно в этих клапанах, которые изнашиваясь от времени
эксплуатации, заклинивают каналы и осложняют работу коробки. Вот эти клапана и
нужно достать, протереть и внимательно осмотреть. Перед изъятием клапана из
канала извлекается специальная скоба с помощью
длинного шила и кольца, используемого вместо ручки.
Обращается внимание на
чистку цилиндра, требующую виртуозности, потому что можно легко повредить поверхность небрежным
обращением.
Так же бережно и аккуратно проводится чистка поршня.
Легко движущийся клапан в цилиндре не следует
трогать, доставать и чистить нужно только те, которые вызывают сомнения.
Мелкие загрязнения могут быть и в самих
платформах-лабиринтах. Скопление грязи обычно наблюдается на маленьких металлических сетках, находящихся в
больших платформах.
Следует очистить, а затем погрузить в HMMF
металлическую пластинку, которая между блоками расположена.
Сборка агрегата
Процесс сборки осуществляется в
обратной последовательности. Здесь недопустима спешка. Опять нужно вспомнить о том, что
дело приходится иметь с алюминием! Поэтому затягивать болты следует
осторожно, бережно, не прилагая особых усилий.
Опытные водители предостерегают об ответственности и серьезности
при выполнении разборки и сборки
вариатора. Рассеянность в этой
работе может повлечь тяжелые последствия
вплоть до замены испорченного узла
новым. А это непредвиденные финансовые
затраты из семейного бюджета.
При
малейшей рассеянности можно перепутать
провода, вследствие чего коробка начнет
показывать ошибки. В качестве подсказки может пригодиться опыт бывалых
водителей. Следует заметить, что
одиночный провод подводится к маленькому
соленоиду, а зеленый проводок крепится на нижнем соленоиде.
Калибровка
вариатора
Ремонт подходит к концу, остается сделать калибровку коробки. Для этого отключаются все потребители энергии в виде печки, музыки, обогревов и прочего.
Полностью прогретую машину выгоняют на парковку, переключают на D и разгоняют до скорости 60 км/час, затем
резко отпускается газ. Машина должна пройти накатом в течение примерно 7 секунд. В этот время нельзя трогать ни газ, ни тормоз. Спустя указанное время можно нажать на газ и проверить, нет ли своеобразного
толчка. Если он произошел, то повторяется процесс калибровки.
У внимательного, трудолюбивого владельца автомобиля техника
эксплуатируется многие годы.