Корпус в сабвуфере необходим для того чтобы улучшить качество низкочастотных волн. Основной его задачей является изоляция фронтовой волны звука, которая возникает при движении мембраны сабвуфера вперед. Также корпус изолирует звук, который выходит при движении мембраны в обратную сторону. Если бы не было корпуса, эти две волны встречались и глушили бы друг друга, в результате чего бас получится объемным и неглубоким. Такой корпус должен быть достаточно виброустойчивым и крепким, в противном случае, та вибрация, которая вызвана обратной волной динамика будет создавать частоты, которые не скрашивают звуковую картину.
Материал для автомобильного корпусного активного сабвуфера.
Древесностружечная плита. Этот материал является одним из самых распространенных в наши дни. На рынках имеются такие плиты нескольких сортов, однако для корпуса рекомендуются ДСП с большой плотностью. Несмотря на то, что такие конструкции весят больше, с ними проще работать, и они намного лучше звучат. Высокоплотная ДСП, толщина которой 16 мм. является одним из лучших выборов для низкочастотной акустической системы. У такого дерева самые слабые резонансные качества и самая высокая плотность. ДСП очень легко найти и оно не так дорого стоит. К недостаткам этого материла можно отнести лишь то, что он с большим трудом пилится дисковой или ленточной пилой, и хорошо впитывает влагу. Для того чтобы предотвратить разбухание, корпус надо окрашивать специальной краской.
Многослойная фанера. Это еще один материал, который хорошо подходит для корпуса сабвуфера. Фанеры существует большое количество сортов, многие из которых не подходят по своим качествам для конструирования корпуса акустики. Если фанера будет недостаточно плотная, она будет давать искажение звука. Лучшим вариантом для акустической системы является многослойная корабельная фанера из русской березы, этот материал достаточно плотный и легкий. Работать с ней также легко, в нее без особого труда можно вкручивать шурупы не боясь расслоения. Лист, толщиной в 12 мм, имеет лучшие резонансные характеристики, чем доска в 16 мм. К недостаткам фанеры можно отнести то, что большие корпуса из нее начинают дребезжать. Также ее не рекомендовано использовать для корпусов с большими плоскими пролетами. Лучше всего она подходит для пары динамиковразмеров 8 дюймов в корпусе не более чем 0,05 куб.м. Другим ее недостатком является ее дефицитность и дороговизна.
Древесноволокнистая плита средней плотности. ДВП – по сути это форма спрессованной бумаги, она легко режется и имеет высокую плотность. В результате чего наблюдается зависимость - чем выше плотность, тем лучше воспроизводимость звука. Это происходит потому, что плотные стенки больше устойчивы к изгибаниям и дребезжаниям. Недостаток ДВП – это склонность к расслаиванию при склейке. Она быстро и много набирает влаги. Как и в случае с ДПС ее нужно обрабатывать специальными растворами, которые будут препятствовать попаданию влаги. Невзирая на то, что сил будет потрачено не мало – это лучший выбор для быстрого построения сабвуферных систем не большой мощности.
Виды корпусов.
Естественно, вид и форма корпуса не так влияет на звучание сабвуфера как материал, из которого он изготовлен. Однако форма является важной темой для обсуждения. В результате того, что обратная волна воздействует на корпус, он начинает вибрировать и излучать собственные звуки на определенной частоте. Подобные волны называют стоячими волнами. Такие волны могут придавать нежелательную окраску звуку, так как они могут глушить некоторые частоты. В результате чего частотная характеристика акустики ухудшается.
Рассмотрим несколько форм короба и расположения в нем динамиков.
Как показывает практика, равноудаленные динамики от стенок вызывают наибольшую вибрацию корпуса, а отраженные волны максимально воздействуют на динамик, так как волны исходящие из динамика одновременно достигают четырех стенок. Самым лучшим вариантом расположения будет расположить динамики на различных расстояниях от стенок короба. Это можно сделать ромбом, треугольником, просто расположить в произвольной форме. В таком случае, волны достигают стенок короба по очереди и не создают нежелательное дребезжание.
Каких типов могут быть корпусы сабвуферов?
Герметичные корпусы. На сегодняшний день это самая распространенная форма корпуса. Предпочтение ему отдают из-за простоты в конструировании и разработке. В герметичном корпусе внутреннее пространство полностью изолировано. Тот воздух, который находится внутри короба, служит дополнительной подвеской для мембраны, что позволяет динамику выдерживать большие нагрузки. От объема корпуса зависит диапазон излучаемых частот. Если короб будет меньшего объема, что давление в нем будет больше, что приведет к исчезновению одних частот и улучшению звучания других. Вместо того, чтобы выдавать глубокий бас, саб выдает более «проваленный». Если размер саба будет больше, соответственно увеличится и сила баса, естественно до разумного уровня.
На практике часто бывает так, что вначале конструируется короб исходя из размеров вашего багажника, а затем туда подбираются соответствующие динамики.
Фазоинверсные корпусы редко применяются в акустических системах автомобилей, в большей степени из них делают домашние аудиосистемы. Однако с развитием компьютерного программирования, которое помогает в сложных математических расчетах, эта форма корпуса стала популярна и на авто. Она помогает воспроизвести наиболее низкие в слышимом диапазоне частоты. Фазоинверсные системы могут выдавать более низкий бас при меньшей мощности, чем герметичные. Звук из таких систем выходит более чище, но объем их больше.
К недостаткам такой системы можно отнести то, что возможны появления искажений при воспроизведении частот из диапазона, которых ниже чем расчетный.
Автомобильные корпусные активные сабвуферы в современном мире стали использоваться намного чаще. В результате чего вырос и интерес к их созданию.