Чем объяснить тот факт, что иногда свечные изоляторы, к которым присоединяются высоковольтные провода, прокручиваются? Нелишним будет отметить, что с данной проблемой сталкиваются повсеместно. В интернете достаточно много недоуменных высказываний по этому поводу со стороны пользователей, если судить по поисковым запросам. Проблема и порядок ее возникновения проявляются в следующем.
После замены на автомобиле старых свечей на
новые, ставят провода, запускают двигатель, который при работе начинает троить и даже двоить. Бывали случаи, когда он пытался заработать на одном цилиндре,
либо совсем не заводился. С недоумевающим взглядом владельцу автомобиля
приходится обратно выкручивать новые свечи, при этом обнаруживается, что свечи
в верхней части имеют черные пробои. Само собой, очевидно, что свеча пробита
насквозь. Далее, при детальном осмотре только что приобретенной свечи, человек
выявляет, что верхний изолятор прокручивается вокруг собственной оси.
Такие
неприятные моменты
Естественно, первое, что человеку приходит в
голову, так это мысль о том, что ему попался брак. Вполне логично, что человек,
обуянный праведным гневом, берет свечу и направляется с ней в магазин, в
котором и была произведена покупка. Где,
в свою очередь, не обходится без споров и пререканий, так как продавец порой и
сам не может объяснить природы этого явления. Но клиент всегда прав, и
покупатель все же получает новый комплект свечей, спешит обратно к своему авто,
ставит их на прежние места, заводит двигатель и... Вероятнее всего опять с
руганью принимается снимать свечи, потому что, вопреки всем ожиданиям, работа
двигателя опять нестабильна. Итог неутешителен – безвозвратно подорвана
репутация производителя свечей, владелец автомобиля расстроен, день прошел
впустую, и все в таком духе.
Картина, по большому счету, знакома всем, кто
занят реализацией свечей, как оптом, так и в розницу. И стоит заметить, что с
подобной проблемой сталкиваются не только при использовании продукции фирмы
Denso, но также и с других известных производителей, к примеру, таких, как
Brisk, NGK и т.п.
Комментарии
специалиста
На семинаре был поднят
вопрос, затрагивающий эту тему. Как могут прокомментировать представители
компании Denso тот факт, что в партии свечей иногда встречается откровенный
брак с ярко выраженными симптомами?
Вопрос вызвал у представителя компании, как всем
показалось, неуместную улыбку, после
которой последовало повествование истории контроля качества на предприятии Denso.
Первые минуты его повествования, казалось, что еще немного, и на головы
слушателей обрушится поток традиционных отговорок. К чему собственно все и шло,
и все приготовились услышать фразу типа:
мы не виноваты, это все они. Но в самый пиковый момент своей речи представитель, выдержав паузу, заявил, что в проблеме проворачивания
центрального изолятора виноват непосредственно тот, кто устанавливает свечи. К
этому все были готовы, а вот к тому, что будут представлены доказательства
этого, никто не ожидал, а потому все прислушались. И вот о чем поспешил рассказать официальный представитель фирмы Denso.
Как известно, при затягивании свечей необходимо
рассчитывать момент силы. По теории, при установке необходимо использовать
динамометрический ключ, чтобы ориентироваться на усилие в 20-30 Н/м. Как
показывает практика, на деле большинство пользователей производят затяжку свечи
«на глаз». При этом включается человеческий фактор, предполагающий, что
закрутить следует как можно надежнее. И делается это с такой нечеловеческой
силой, которая достойна применения в каких-либо других областях. Подобным
образом прикручиваются и колеса после
замены. Зачастую люди стараются даже попрыгать на балоннике, чтобы добиться
тугой затяжки колесной гайки или болта. Подобные действия приносят больше
проблем, чем какой-то пользы, так как в обоих случаях существует вероятность
того, что сломается либо резьба, либо болт, либо свеча. Как раз это и случается
при слишком энергичном «вкручивании» свечи. Ее можно сравнить с болтом в
ступице, она сначала растягивается, а затем ломается. Но, в отличие от колесных
болтов и гаек, при закручивании свечи не используют рычаги в виде труб. Сломать
пополам свечку достаточно нелегко, а вот растянуть ее и порвать внутри очень
даже можно. Именно растягивание свечи вызывает надлом основания изолятора, что
и отражается в его свободном
прокручивании вокруг собственной оси.
Кто
виноват?
Но как убедить человека в том, что винить в
подобном случае с поломкой свечи можно только себя самого? Это не составит
большого труда!
На всех
свечах компании Denso имеются уплотнительное кольцо, расположенное немного выше
резьбы. При правильно произведенной установке, с приложенной силой в 20-30 Н/м,
его толщина при расплющивании становится равной 1,7-1,8 мм. Замеры всех свечей,
которые поступили с диагнозом проворачивания изолятора, показали толщину металлического
кольца менее 1,5 мм.
Основная часть колец подверглась
расплющиванию до 1,2 мм,
что является подтверждением предположения о чрезмерном усилии при закручивании
свечей. Достаточно представить себе, что для расплющивания кольца до толщины 1,2 мм необходимо приложить
усилие при затягивании свечи, равное 80 Н/м! Таким вот чрезмерным усердием
отличаются наши люди!
Грамотный
подход
Представитель компании настойчиво обратил
внимание присутствующих на необходимость соблюдения момента затяжки. Для всех
свечей при установке на двигатель он не
должен превышать 30 Н/м. Большее усилие приведет к поломке
свечи, и можно получить не только прокручивание верхнего изолятора. Подобные
повреждения могут привести к тому, что
разрушится изолятор центрального электрода. Его крошки, в свою очередь,
могут попасть в камеру сгорания, что неизбежно приведет к серьезным
повреждениям двигателя и последующему дорогому ремонту.
Но каким образом получить нужные 30 Н/м без
применения динамометрического ключа. Как оказалось, все делается очень просто,
в два приема. Во-первых, нужно закрутить свечку «от руки» до упора, но без какого-либо усилия. Ну и,
во-вторых, применить свечной ключ, с помощью которого довернуть свечу на 6
часов или на пол-оборота. В случае повторного закручивания свечи, ее следует
довернуть только на 1 час или 1/12 оборота. Вот, собственно, и все.
Необходимо уточнить, что все приведенные усилия
применимы исключительно к свечам Denso.
Залог
успеха в базовых знаниях
В идеале, каждая фирма по производству свечей
обязана проводить регулировку работы установщиков. Для чего периодически
проводить семинары, либо мастер классы, где специалисты автосервисов могли бы
изучить все нюансы. Но, на деле, практически все мастера, кроме узконаправленной
специализации, не стремятся к
дополнительным знаниям, отдавая предпочтение уже имеющимся.
Но, если честно, самая большая проблема российских
автовладельцев в том, что менять свечи они предпочитают сами, а научить всех
делать правильно не всегда возможно. Замену свечей вряд ли можно отнести к
разряду сложных задач, но элементарные навыки должны присутствовать в любом
деле, и никогда не помешают!