Двигатели F-серии заслужили широкое применение во многих
машинах Хонда, которые используются для
комфортного передвижения или совместных поездок семьи. В список подобных
автомобилей входят: Avancier, Accord, Odyssey первого
и второго поколений и Accord «универсал».
Большинство моторов F-серии одновальные, при создании внимание больше уделялось крутящему моменту, а не скорости или мощности.
Рассмотрим особенности двигателей F-серии, а также их
надежность и функции.
Одновальный
двигатель F20B, в автомобилях Accord
Тип двигателя - на четыре цилиндра,
бензиновый, установлен поперечно. Количество распределительных валов – 1 или 2.
Имеет 16 клапанов, ременной привод ГРМ. Вращение двигателя происходит против
часовой стрелки.
Наличие системы VTEC:
- F18B – имеется
- F20B - имеется
- F22B - отсутствует
- F23A - имеется
Отсутствует система отключения цилиндров с целью экономии
бензина (VCM).
Рекомендуется бензин: Регулярный (A-95, A-92), Супер (A-98)
Данные (используются характеристики самых популярных машин):
- F18B - мощь 140/6100 л.c./об. в мин, вращающий момент силы – 172/5000 Нм/об.мин (1 распредвал, VTEC установлен, инжектор, Accord/Torneo, CF3)
- F20B - мощь 150/6000 л.c./об. в мин, вращающий моментсилы – 192/5000 Нм/об.мин (1 распредвал, VTEC установлен, инжектор, Accord/Torneo, CF4)
- F20B - мощь 180/7000 л.c./об. в мин, вращающий момент силы – 1965/5500 Нм/об.мин (2 распредвала, VTEC установлен, инжектор, Accord/Torneo CF4, SiR, АКПП)
- F20B - мощь 200/7200 л.c./об. в мин, вращающий момент силы – 202/6600 Нм/об.мин (2 распредвала VTEC установлен, инжектор, Accord/Torneo CF4, SiR-T, МКПП)
- F22B - мощь 135/5200 л.c./об. в мин, вращающий момент силы – 192/4500 Нм/об. мин (, 1 распредвал, VTEC отсутствует, инжектор, Prelude BB5, Xi)
- F22B – мощь 160/6000 л.c./об. в мин, вращающий момент силы – 201/5000 Нм/об.мин (, 2 распредвала, VTEC отсутствует, инжектор, Prelude, Si).
- F23A - мощь 150/5800 л.c./об. в мин, вращающий момент силы – 206/4800 Нм/об.мин. (, 1 распредвал, VTEC установлен, инжектор, Odyssey RA6)
Устанавливаются: Odyssey, Prelude, Accord/Torneo, Avancier и другие.
Описание
Моторы серии F в основном предназначены для
установки на тяжелые типы автомобилей, такие как Accord, Odyssey и даже купе
Prelude. В отличие от мощных Н-моторов, F-серия считается более экономичной.
F-мотор был достаточно дешевым в производстве и демонстрировал довольно неплохие
характеристики. Хороший крутящий момент с объемом мотора в 2.2 л, обеспечивал неплохой
разгон автомобиля с места.
В большинство Accord, Torneo, Avancier и Odyssey устанавливались одновальные двигатели со встроенной
системой VTEC, которые зарекомендовали себя как беспроблемные и надежные
агрегаты. F-серия особенно хорошо вела себя на первых 100000 – 150000 км.
Однако, не смотря на все показатели, в F-моторе нет ничего особенного.
Единственным его достоинством был неплохой крутящий момент при объемах
двигателя больше 2-ух литров. В версии F18B все плюсы вообще не были заметны, даже VTEC практически не ощущался, так как
включался в этих моторах довольно поздно.
Двухвальные двигатели этого типа - совсем другое
дело. Наличие второго распределительного вала добавляло мотору 10-50 л.с (в зависимости от
наличия VTEC). Великолепно ощущался VTEC при наличии механической КПП. К
примеру, Accord SiR-T достаточно уверенно чувствует себя на дороге.
Надежность
F-серия - не самый надежный двигатель, который
выпустила компания Honda.
Особенно если рассматривать одновальные моторы, имеющие свойство
самозагрязняться. В двигателях D или В-типа после пробега в 100000 км внутренний износ практически отсутствует, а F-мотору 100000 км дается не
так легко.
После пробега в 150000 км практически в любом
двигателе F-серии сильно увеличивается расход масла. Это не конструктивный
просчет, но на фоне других моторов - явная недоработка.
Изначально мотор проектировался как очень
экономичный, с системой EGR. Однако после прохождения 100000 км основной
клапансистемы EGR, как правило, выходит из строя.
Клапан холостого хода расположен на дальней
стороне впускного коллектора, что очень неудобно с точки зрения доступа. Такое
расположение повышает вероятность ошибки мастера, а также повлияет на общую
стоимость ремонта.
Из других недостатков клапана ХХ следует
подчеркнуть некачественные шланги, подающие жидкость для охлаждения. Резиновые
шланги после 10 лет пользования становятся хрупкими и при малейшем смещении просто лопаются, после чего
образуется дыра, через которую и вытекает весь антифриз.
Из-за засорения внутренних каналов мотора в нем
повышается давление, что приводит к частым утечкам из-под уплотнений и
прокладок. Для водителя с F-двигателем
большого пробега устранение утечек является обычным делом.
В итоге можно выделить, что ремонтопригодность
двигателей F-серии является одной из самых низких среди моторов Хонда. К тому же
различные утечки моторного масла и других технических жидкостей порождают
сомнение в надёжности этих двигателей.
Тонкости в обслуживании
С двигателями F-серии важно вовремя выполнять
замену масел, других технических жидкостей и различных расходников, которые
присутствуют в моторе. Обязательно регулярно проводить чистку клапанов EGR,
холостого хода и форсунок.
Очень важно периодически проводить осмотр мотора
на наличие утечек, в особенности в районе узла ГРМ. Если ремень ГРМ из-за
утечки масла оборвется, то это приведет, как правило, к серьезным повреждениям
мотора. Часто после такой поломки двигатель проще просто заменить, чем
заниматься ремонтом.
Способность к тюнингу
Единственный доступный тюнинг для F-серии – это
замена двигателя на более мощный. Так как мотор Н-серии по конструкции похож,
его без проблем можно установить вместо F-серии. В двухвальные двигатели есть
возможность установить ГБЦ от Н22, для этого потребуется блок управления и
проводка. Эта операция прибавит мотору 10-15 л.с. Однако более грамотным решением будет
заменить мотор целиком, что даст прирост мощности на 20 л.с и увеличит крутящий
момент.
Существует возможность установить турбины на
данный тип двигателя, но это возможно только в профессиональных автосервисах.
Мотор серии F не очень прочный, поэтому экспериментировать с ним не
рекомендуется.
В самых оригинальных случаях, мастера
устанавливают моторы J-серии. Это V-образный шестицилиндровый мотор совсем
другого уровня. Устанавливать турбины не особо актуально, но и без них у
J-мотора просто замечательные характеристики.
Резюме
Двигатель от Хонды серии F достаточно массивный
и сложный для тюнинга. Очень неудобен в ремонте, постоянно загрязняется и
использует много масла. Однако это были не плохие моторы, они активно
устанавливались в автомобили. Некоторые из таких машин и сейчас достаточно популярны, например Odyssey или Accord.
Главным и основным достоинством F-серии является
хороший показатель крутящего момента и прекрасная динамика для двухвального
двигателя. Одновальные моторы имеют только один плюс – в свое время они
замечательно подходили для тяжелых и объемных автомобилей.