» » Легкие внедорожники семейства ЛуАЗ

Легкие внедорожники семейства ЛуАЗ

Легкие внедорожники семейства ЛуАЗНа автомобиль ЛуАЗ трудно не обратить внимание. Угловатый, с громко трещащим и выпирающим вперед мотором, с брезентовым верхом, он кажется пришельцем на дороге. Между тем, все модели семейства ЛуАЗ обладают высокой проходимостью. Неприхотливы, просты в эксплуатации. Используются на селе, в лесном хозяйстве, специальными службами, охотниками, экстремалами, в армии.


Общие характеристики, мягко говоря, не выдающиеся. Высоко расположенные двери делают посадку крайне неудобной, а когда сидишь за рулем, то сразу начинаешь понимать смысл слова "раскорячка". Более чем спартанское оформление салона, жесткая подвеска и высокий уровень шума явно диссонируют с уютом современных авто. Скоростные показатели тоже не впечатляют. По паспорту "максималка" - 85 км/ч. На практике и 80 развить довольно сложно: двигатель работает на предельных оборотах, трансмиссия сильно шумит, высокая подвеска снижает управляемость. Напрашивается мысль, как можно было сотворить столь странное создание? Ответ банален: ЛуАЗ является переделкой армейской техники в гражданскую.

История создания ЛуАЗ

В армии и на гражданке (сельская местность, лесное хозяйство, специальные службы) явно не хватало легких и компактных машин повышенной проходимости. Использовавшийся ГАЗ-69 неповоротлив, имеет большие габариты. Кроме того, на пересеченной местности ГАЗ-69 часто садился на мосты. Было решено сконструировать легкий вездеход, с высокой подвеской для лучшей проходимости. Более того, способный плавать.

К разработке нового вездехода приступила специальная группа, созданная в НАМИ. Группу возглавлял Б. М. Фиттерман. В 1958 году был создан первый прототип. Он имел кузов из стеклопластика. Подвеска - независимая торсионная. Постоянно был подключен передний мост. Блокировался задний межколесный дифференциал. Колесная база всего 180 см, что недостаточно для бездорожья. Дифференциал вмонтирован в каждое из колес. На дифференциал возложены 2 функции: увеличить дорожный просвет плюс повысить крутящий момент колес и увеличивал дорожный просвет. В конструкции применялся слабенький двигатель 22 л.с.

Для увеличения мощности специально был разработан двигатель "МеМЗ" на 30 л.с., образцом для которого послужил один из моторов BMW. Кстати, этот же двигатель стал применяться и Запорожским автозаводом. Улучшенная модель уже обладала стальным корпусом с мощной рамой. Схема трансмиссии также претерпела изменения. Межосевой дифференциал исчез. Задний мост сконструировали отключаемым. Коробка передач выполнена в виде моноблока совместно с раздаткой и передним дифференциалом. Применен полностью герметичный канал карданного вала. Пластинчатые торсионы заменили коваными.

Разрабатывались два варианта машины: простой и плавающий, со специальным понтоном. Кузов полузакрытый, сверху и частично по бокам закрыт брезентовым тентом. Плавающая модификация удовлетворяла практически всем условиям, кроме одного: из-за малой длины кузова трудно авто было приспособить под медицинские нужды. Проблему удалось решить расположением водительского места посередине. Если требовалось перевезти больного, раненого, эвакуировать пострадавших, носилки размещали по бокам, а сопровождающий садился в кресло за водителем (спина к спине). Машина ЛуАЗ-967 стала выпускаться на автомобильном заводе в Луцке с 1961 года.

Автомобиль как нельзя кстати пришелся при освоении целины. После упрощения конструкции получился дешевый внедорожник гражданского назначения. С "967-го" сняли понтон, переработали корпус, восстановили нормальную посадку водителя, а верх оставили брезентовым. Новая модель стала именоваться ЛуАЗ-969. Подвеску, трансмиссию сохранили без изменений. Часть автомобилей выпустили с механизмами, позволяющими цеплять различные сельскохозяйственные устройства.

С 1975 года выпускается ЛуАЗ-969А с 40-сильным мотором "МеМЗ". С 1981-го, после очередной модернизации, - ЛуАЗ-969М. У него передняя часть кузова сделана более округлой, изменено оформление салона, установлен вакуумный усилитель тормозов. С 1992 года на машине используется двигатель водяного охлаждения, аналогичный применяемому на "Таврии". В таком виде автомобиль выпускался до 1992. А доработанное семейство ЛуАЗ-1302 производилось по 2001 год.

Преимущества и недостатки ЛуАЗ

Рассмотрим на примере наиболее массовой модели ЛуАЗ-969. Почему при невзрачной внешности и минимуме удобств ЛуАЗ-969 неплохо продавался, и сейчас имеет спрос на вторичном рынке? Во-первых, это утилитарный джип. Полный привод, 30-сантиметровый дорожный просвет, независимая подвеска всех колес, блокируемый задний межколесный дифференциал. Этот малыш поражает своей проходимостью. Легко преодолевает броды до 45 сантиметров глубиной. Снежная целина сантиметров в 30 ему не преграда. По раскисшему чернозему идет лучше навороченных джипов. Если застрял – просто вытолкнули легкий ЛуАЗ и поехали дальше. Идеальный спутник для охотников, рыболовов, путешествующих по бездорожью экстремалов, фермеров. После доработки превращается в старшего брата квадрациклов, становясь модным городским авто.

Машина хорошо идет по песку: смело можно разъезжать по пляжу. Высокий бордюр и даже открытые трамвайные рельсы тоже преодолеваются без особых усилий. Ударов подвеской можно особо не бояться. Дело в том, что все агрегаты (мотор, коробка, кардан, дифференциал, глушитель и т. д.), находясь между продольными балками рамы, защищены снизу двумя поперечными трубами торсионов, которые и принимают на себя большую часть ударов. Благодаря плоскому полу кузова и мощной раме машина обладает приличной вместительностью и грузоподъемностью.

Главные недостатки – низкая скорость и отсутствие комфорта. Впрочем, небольшой тюнинг способен удивительно преобразить авто, сделав его модным и относительно удобным. Нельзя не упомянуть и про ремонт, который "969-му" требуется довольно часто, а из-за массы ухищрений, примененных в трансмиссии, ремонт зачастую оказывается неожиданно сложным. Кроме того, отметим проблемы с запчастями. В общем, внедорожники семейства ЛуАЗ для тех, кому тотальная проходимость важнее комфорта.

15-01-2014, 13:53 | all1974
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: