Автомобили и техника общаются между собой. Это уже не тема научно-фантастического фильма, а вполне реальные факты. Система М2М представляет собой обмен информации между различными устройствами по средствам беспроводной или проводной связи. Внедрение этой технологии уменьшило количество времени и усилий для передачи данных. Автомобилестроение тоже не осталось в стороне от таких перемен и активно внедряет систему M2M в производство новых моделей автомобилей. Комфорт и удобство в управлении различными опциями автомобиля первыми ощутили обладатели электрического Ford Focus. Вместе с AT&T инженеры разработали устройство, которое позволяет мониторить транспортное средство, находить станции подзарядки и контролировать уровни нагрева и охлаждения автомобиля.
Предупреждён
– значит вооружен
Марка Ауди также включила в автомобиль новинку,
разработав ее с T-Mobile и РАКО Wireless
Аудиконнект. Владелец получил возможность просматривать информацию о погоде,
новостях и ценах на топливо. Широкое распространение в сфере транспорта
получила данная система из-за возможности большого комплекса взаимодействия.
Хозяину автомобиля достаточно совершить несколько действий, и железный конь тут
же отчитается о своём местоположении, температуре рабочих процессов, зарядке
аккумулятора и тому подобной информации. В ответ машина получает команды по
запуску и прогреву двигателя.
М2М активно применяется для контроля автотранспорта
через спутники в таких сферах как грузоперевозки, пассажирские перевозки,
страховании и поиске при угоне
автомобиля.
Компания Ford одна
из первых провела испытание системы Safe Intelligent Mobility (Безопасная
Интеллектуальная Мобильность), позволяющей автомобилям общаться между собой.
Цель этого проекта, начатого ещё в 2008 году, снизить аварийность на дорогах,
увеличить безопасность дорожного движения и повысить эффективность
инфраструктуры, которая в свою очередь сократит поток машин и выбросы вредных
веществ в атмосферу.
Конструкторы используют беспроводную связь по типу WI-FI или блютуз для
передачи информации от автомобиля к автомобилю даже на высокой скорости их
движения. Благодаря этому водители могут получить своевременную информацию о
препятствиях, ДТП и других опасностях, которые возникают на пути. В условиях,
когда радар, камера и бортовой компьютер не в состоянии определить опасность,
например, при плохой видимости или за поворотом, интеллектуальная система
другого автомобиля оповестит водителя идущего сзади, если впереди есть препятствие
или сообщит о том, что было применено экстренное торможение. Система позади идущего
автомобиля сориентирует хозяина как лучше объехать машину.
Наряду с беспроводной связью идёт разработка светового
оповещения. Инфракрасный луч, как в пультах дистанционного управления, будет передавать
сигнал от машины к машине в пределах прямой видимости. Это разработки учёных из
Бостонского университета.
Система может информировать водителя и об изменениях в
правилах дорожного движения, которые могут возникнуть на каком-то отрезке
дороги. Например, вновь установленные знаки, разметка, преимущество в движении,
ограничение скорости. Данный тип информирования получил название Traffic Sign
Assistant. Служба автомобиля подаёт запрос в центр управления дорожного
движения и получает оттуда необходимую информацию.
На данный момент инженеры Ford думают над разработкой
ещё более новых технологий на основе связи между автомобилями, которые сведут к
минимуму количество аварий, приходящихся на человеческий фактор. А пока новые
системы проходят полевые испытания.
Не обошло стороной новшество и грузовые автомобили.
Компания Volvo показала возможности оповещения при резком торможении
на грузовиках своего производства. В сотрудничестве с израильской Mobileye легковые
транспортные средства уже давно оснащены такой системой.
Mersedes учат машины общаться
В Германии концерн Mersedes-Benz уже в 2013 году научил автомобили этой марки
«разговаривать» друг с другом. В масштабе проекта M2M предполагает, что
взаимодействовать машины будут не только с себе подобными, но и с инфраструктурой
дорожного движения. К сожалению, это только в планах, так как
специализированные ведомства пока совершенно не готовы влиться в новейшие
технологии. Громкие слова по поводу оснащения всех автомобилей данными
системами с конца 2013 года могут подтвердиться пока только в Европе. Россию
это может коснуться только в случае с пригоняемыми оттуда машинами через
перекупщиков. Фактически данная система реализована в виде надстройки и может синхронизироваться
даже со смартфоном водителя. То есть старые автомобили будут иметь возможность
присоединится к интеллектуальному общению с себе подобными только при
установке дополнительного комплекта. Которое, кстати, производители Mersedes
будут выпускать отдельно.
Автомобили
тоже говорят о погоде
Возможно, через несколько лет дорожное движение будет
близко к совершенному. Отсутствие ДТП в связи с выездом на встречную полосу,
проездом на красный свет или прохождением крутого поворота. Большой плюс эта
система даст экстренным службам, которые смогут увидеть наличие пробок,
варианты проезда, оповестить другие автомобили о своём приближении без сирены и
проблесковых маячков.
Естественно, на первоначальном этапе запуска M2M или
как её ещё называют V2V (Vehicle to vehicle) машины будут «болтать» на тему
погоды, дорожных условий, повреждений асфальта, возможных заносов или
препятствии в виде выпавшей из грузовика коробки, лежащей на проезжей части.
Связь будет доступна не только для двух общающихся между собой автомобилей, а
для потока передающего информацию по цепочке. На карте навигатора опасные
участки будут помечаться специальным образом и с приближением к ним водителю
будет дан дополнительный предупреждающий сигнал.
В какой-то степени такой замысел уже был реализован в однотипных
проектах. Для
того чтобы увидеть необходимую информацию, водителю приходится воспользоваться телефоном
или сделать настройки в другом устройстве. Это отвлекает и занимает время.
Здесь и таятся главные преимущества M2M системы, она передаёт данные
автоматически без привлечения человека.
Светлое
будущее не за горами
В связи с отсутствием каких-либо стандартов в
установке V2V, мировым автоконцернам трудно и рискованно быть
первопроходцами в данном проекте. Однако, в Mersedes не
скрывают, что будут, пожалуй, самыми первым, кто начнёт оснащать и делать шаги
по усовершенствованию этой системы не только в собственных машинах, но и в
инфраструктуре в целом. Они понимают, что не избежать ошибок и происков
конкурентов, но с каждым разом будут уверенно доводить до совершенства, дополнять
и расширять М2М. Компания Bosh занята разработкой системы контроля не только снаружи
автомобиля, но и внутри него. В идеале каждому устройству внутри него будет
присваиваться свой IP – адрес. То есть, к примеру, о
необходимости прохождения технического обслуживания или вынужденного ремонта
какого-либо компонента владелец узнает от данной системы. Кстати, группа Boch тесно
сотрудничает именно с Mersedes,
возможно причина в территориальной близости головных офисов компаний.
Будем надеяться, что в скором времени великие западные
умы избавят нас от пробок и негатива за рулём.