Большинство двигателей этой
марки отличает от других то, что коленчатый вал движется не по часовой стрелке,
как у всех производителей мира, а против нее. Так и не стало известно, почему
Хонда выбрал именно это направление. Кто-то утверждает, что это его прихоть и
чудачество, а кто-то называет это способом выделить себя на весь мир. Может
быть при конструкции своих первых автомобилей Соитиро не смог установить
двигатель в подкапотном пространстве, потому и поставил его наоборот. В
дальнейшем такая специфическая установка силового агрегата стала
непосредственной фишкой и отличительной чертой компании.
Двигатель
Хонда D15В
версии VTEC
Тип двигателя – четырехцилиндровый, бензиновый, поперечный. В основном с одним распределительным валом, за исключением двигателей серии ZC, на которых два. На автомобиле Honda Logo устанавливается 8-клапанный, на все остальные марки – 16-клапанный. Привод на двигателе – ременной. Движение вала осуществляется против часовой стрелки. В двигателях марки D15B, D16A, D17A, в зависимости от модели и комплектации автомобиля, может устанавливаться система VTEC, на марку D13B не устанавливается ни на одну модель и комплектацию. Производитель рекомендует при эксплуатации двигателя класса Premium использовать бензин 95 марки, а при классе Regular допускается использование АИ-92. Отличием этого двигателя от других является то, что подача топлива на него, по индивидуальной разработке технологов концерна, осуществляется несколькими вариантами:
- методом двойного карбюратора;
- карбюраторный вариант;
- инжекторный вариант;
- посредством системы моновпрыска.
Расход топлива на таком двигателе составляет от 6 до 10 литров на трассе и от
8 до 12 в городе. Более подробные данные полностью зависят от автомобиля,
комплектации и разновидности привода.
Характеристики
распространенных типов двигателя:
- D13 - пример Honda Civic EG - 85 л/с, шесть тысяч триста об.мин., крутящий момент 105/4500Нм/об.мин., тип двигателя – карбюраторный, 16-клапанный.
- D13 - пример Honda Civic EK 2 - 93 л/с, шесть тысяч триста об.мин., крутящий момент 114/4800 Нм/об.мин., тип двигателя – инжекторный, 16-клапанный.
- D13 - пример Honda Logo - 66 л/с., пять тысяч об.мин., крутящий момент 111/2500 Нм/об.мин., тип двигателя – инжекторный, 8-клапанный.
- D13 - пример Honda Logo Sportic - 91 л/с, шесть тысяч триста об.мин., крутящий момент 114/4800 Нм/об.мин., тип двигателя – инжекторный, 16-клапанный.
- D15B - пример Honda Civic EG в комплектации ML - 91 л/с, шесть тысяч триста об.мин., крутящий момент 119/4000 Нм/об.мин., тип двигателя – 16-клапанный, карбюраторный.
- D15B - пример Honda Civic EG в комплектации MX - 100 л/с, шесть тысяч триста об.мин., крутящий момент 126/4500 Нм/об.мин., тип двигателя – 16-клапанный с двумя карбюраторами.
- D15B - пример Honda Civic EG в комплектации ETi - 94 л/с, пять тысяч пятьсот об.мин., крутящий момент 131/4500 Нм/об.мин., тип двигателя – 16-клапанный, инжекторный с системой VTEC-E.
- D15B - пример Honda Civic EK в комплектации Ri - 105 л/с, шесть тысяч четыреста об.мин., крутящий момент 133/4500 Нм/об.мин., тип двигателя – 16-клапанный, инжекторный.
- D15B - пример Honda Civic EG в комплектации VTi - 130 л/с, шесть тысяч восемьсот об.мин., крутящий момент 138/5200 Нм/об.мин., тип двигателя – 16-клапанный, инжекторный с системой VTEC.
- D16 А - пример Honda H-RV - 105 л/с, шесть тысяч двести об.мин., крутящий момент 135/3500 Нм/об.мин., тип двигателя – 16-клапанный, инжекторный.
- D16A - пример Honda H-RV - 125 л/с, шесть тысяч шестьсот об.мин., крутящий момент 144/4900 Нм/об.мин., тип двигателя – 16-клапанный, инжектор с системой VTEC.
- D17A - пример Honda Stream - 130 л/с, шесть тысяч триста об.мин., крутящий момент 155/4800 Нм/об.мин., тип двигателя – 16-клапанный, инжектор с системой VTEC.
Качество и надежность таких двигателей стало стандартом для одновальных двигателей. На протяжении 21 года (1984 - 2005), которые они провели на мировом рынке, они завоевали всеобщую любовь и предпочтение среди конкурентов. Вышеперечисленные типы двигателей выпускались в основном для японских версий автомобилей. Для США и Европы был создан другой список двигателей этой серии, включающий в себя варианты D12B и D14.
Моторы серии D отличались особым качеством и неприхотливостью в обслуживании
- Автомобиль с таким двигателем мог приехать в автосервис без масла и охлаждающей жидкости и после недорогих процедур уехать своим ходом дальше. В автосалонах не раз замечали ситуацию, когда замена масла производилась через 15000 км, а из поддона сливали всего 150 г.
- Еще из комментариев известно, что при замене охлаждающей жидкости (первый раз за 10 лет эксплуатации), из радиатора вытекала смесь непонятного цвета и запаха.
- Многие владельцы таких автомобилей используют для этих целей обычную воду.
- В сети Интернет большой популярностью пользуется видеоролик, в котором вместо масла в двигатель D15B на Honda Civic заливается вода. Мотор в этом случае очень долго сопротивляется и продолжает работать.
- Капитальный ремонт такого типа двигателя обойдется всего в 200 долларов, включая покупку всех необходимых деталей. Времени эта работа тоже много не займет.
Во избежание недоразумений следует
отметить, что все эти опыты производились с двигателями, выпущенными до 2001
года (D13, D15, D16). Двигатель D17 не рекомендуется эксплуатировать в таких жестких условиях как
вышеописанные модификации. Ну а более поздние по дате выпуска вряд ли
выдержат даже половину всех экспериментов.
Особенности мотора D17A
Этот тип был разработан специально для более
мощных автомобилей (Civic EU-ES и Stream). При его создании были
явные предпосылки к созданию максимально надежного двигателя, причем в очень
короткий срок. В итоге, результат не превзошел возложенные на него ожидания.
Двигатель получился таким же ремонтопригодным как и другие версии, но к
сожалению, стал более прихотливым и требовательным к качеству деталей.
Усиление двигателей D-серии
Переделать в форсированный такой двигатель не удастся, но при создании легкого и недорогого усиления некоторым представителям этой серии нет конкуренции.
- D13 – для усиления не используется. Выход из положения только замена на D15 любой модификации. Преимуществом данной замены будет то, что новый двигатель идеально подойдет на место старого. Возможно и потребуются небольшие доработки и затраты, но все это не так много и сложно как предварительно может показаться.
- D15 – при мощности в 100 л/с прирост будет до 30%. Делается это простым и недорогим путем. Если отсутствует VTEC, необходимо приобрести ее и впускной коллектор. Дальше – в течение 5-6 часов работы мастеров достигается необходимый результат. В том случае, если VTEC имеется, то есть вариант изготовления турбокита для двигателя. Все доработки производятся на автомобилях не позднее 2001 года выпуска.
- D15 – ремонт производится точно так же как и на 15 серии. В случае, если VTEC отсутствует – установить. Если уже установлен, его можно переделать в турбину.
- D17 – в связи с тем, что двигатель рассчитан на более «тяговитую» жизнедеятельность, эксперименты с ним проводить не стали.
Заключение экспертов
Двигатели серии D остаются вне конкуренции и в настоящее время. В мире не так много
моторов, которые при объеме в 1500 см3 и 130 л/с., обладают такой надежностью и
качеством сборки. В настоящее время в некоторых рейтингах иногда упоминают об этих
двигателях, хотя они уже давно сняты с производства.
Даже такие моторы как 2JZ-GTE
от Тойоты или RB26DETT производства автоконцерна Ниссан не превосходят его в
простоте эксплуатации и не дают той уверенности, которую он вселяет во владельца
автомобиля при его управлении. Сила этого мотора, прежде всего, в простоте и
компактности с присущей ему мощностью и надежностью.