При помощи полуосей передается крутящий момент от дифференциала к ведущим колесам автомобиля, и этот процесс происходит в ведущих мостах автотранспорта. Полуоси бывают частично или полностью разгруженные от изгибающих моментов, которые действуют на полуось, все зависит от способа их установки в картере моста. Рассмотрим каждый вариант отдельно.
Виды полуосей
Итак,
для автомобилей большой или средней грузоподъемности подходят полностью
разгруженные полуоси. Эти полуоси свободно устанавливаются
внутри моста, при этом происходит упор ступицы на балку моста сквозь два
установленных подшипника. Еще полностью разгруженные полуоси идеально подходят для автобусов.
А вот частично разгруженные полуоси,
наоборот, опираются на подшипник внутренней балки моста, при этом ступица жестко соединена с фланцем полуоси колеса.
Чтобы
снизить нагрузку в карданной передаче и механизмах ведущего моста используют
колесные передачи. Это касается определенных большегрузных автомобилей. Такими
передачами служат цилиндрические шестереночные с внутренними зацеплениями,
можно применить в этом случае и планетарные передачи.
Солнечная шестерня
Основательно
понять нужно то, что солнечная шестерня является основным звеном в цепочке
колесной планетарной передачи. Солнечная шестерня устанавливается на шлицах полуоси и обязательно зацепляется с
шестернями-сателлитами в количестве трех штук. Причем сателлиты закреплены
неподвижно своими осями к водиле. Водило служит подшипниковой опорой колесной
ступицы и на балке моста держится жестко. Коронная шестерня и
шестерни-сателлиты зацеплены крепко со ступицей колеса болтами. Затем, образованный вращающийся картер, путем
соединения коронной шестерни и ступицы закрывается крышкой. Сюда и заливают
масло для смазки деталей.
Чтобы
определить у планетарной передачи число, достаточно знать какое количество
зубьев коронной шестерни соотносится к солнечной шестерне. Известно, что это
число в пределах 1,4—1,5. Одно из положительных качеств планетарной передачи
— это высокая износоустойчивость и такая же нагрузочная способность. Потому что
на ступице колеса через сателлиты суммируются все потоки: и крутящий момент от
солнечной шестерни, и коронной шестерни.
Для
автомобилей повышенной проходимости привод управляемого и переднего ведущего
колеса происходит через карданный шарнир угловых скоростей, которые равны, и это единое целое с полуосью.
Соединенный щипцами с фланцем со ступицей колеса, ведомый кулак будет
заканчиваться приводным валом. В свою очередь, через конические роликовые
подшипники ступица опирается на поворотную цапфу (полую), которая
устанавливается на конические подшипники на шипах шкворня в корпусе с разъемом.
А вот в шаровой чашке балки моста и приварены эти шипы, где верхняя крышка —
это поворотный рычаг цапфы, которая связана с рулевым управлением и закрывает
опорный подшипник шкворня.
А привод на легковых автомобилях передних ведущих колес организован через
внутренний и наружный шарниры одинаковых угловых скоростей, которые соединяются
валом. Независимая подвеска передних колес имеет такую конструкцию, которая
позволяет применять два шарнира в приводе обоих колес. Поэтому при вертикальных
ходах подвески задействованы внутренние шарниры для перемещения передних колес.
А если поворот относительно вертикальной оси, то применяются наружные шарниры и
используются при управлении автомобилем и смене направления.
Таковым
является определение понятия полуоси,
принцип работы полуосей
автомобиля и их назначения для любых транспортных средств современного
производства.