Раньше, когда речь шла об операционных системах, сразу возникали ассоциации с персональными компьютерами и мобильными телефонами, а об автомобилях никаких мыслей не появлялось. Поэтому становится любопытно, почему существует достаточно сильная конкуренция на рынке между производителями автомобильных операционных систем?
Довольно известные корпорации, такие как Microsoft и
Google занимаются производством целых автомобильных подразделений, с другой
стороны крупнейшие популярные автомобильные концерны также не отстают, заключая
контракты одновременно с несколькими разработчиками программного обеспечения.
Ниже будут рассмотрены одни из самых интересных продуктов, которые созданы
благодаря такой конкуренции.
Microsoft
Корпорация Microsoft уже не один год занимается
продвижением своей операционной системы на автомобильном рынке, у
компании имеется отдельный автомобильный
отдел.
В 2006-ом году была разработана первая операционная
система для автомобилей под названием Microsoft Auto. Система не имела
возможности управлять полностью автомобилем, однако успешно выполняла задачи, связанные с коммуникациями автомобиля, системой безопасности и диагностикой.
Также в том году была создана многофункциональная Blue&Me, система для
Фиата, основанная на базе Microsoft Auto и Sync – система
информационно-развлекательного типа для автомобилей Форд.
Систему Sync особо никто не продвигал, однако только в 2007-ом году было продано в
США примерно 30 000 систем. Тогда же, систему начали устанавливать на 12
автомобильных моделей марок Mercury, Lincoln и Ford.
В 2008-ом году, в феврале, Мартин Толл - главный менеджер автомобильного отдела Microsoft, заявил о намерениях компании
заключить контракты на поставку Microsoft Auto с
американскими крупнейшими автопроизводителями. Также он заявил, что
компания будет работать над продвижением автомобильной операционной системы,
чтобы она стала такой же популярной, как и система для компьютеров. Но после
такого громкого заявления, компания Microsoft затихла примерно на два с
половиной года.
Две недели назад компанией Microsoft была
представлена новая версия операционной системы для автомобилей - Windows Embedded Automotive
7.
WEA 7, в отличие от предыдущей системы, может быть
единственной установленной системой в автомобиле. В основу системы могут быть
добавлены служебные системы, которые осуществляют мониторинг буквально всех
автомобильных узлов и системы исключительно развлекательного типа.
Создатели позиционируют данную систему, как совокупность
интегрированных систем управления, коммуникаций, навигаций, а также
информационных сервисов и развлекательных систем, в одной платформе. Для
максимального удобства пользователей система имеет ввод данных сенсорного
типа, гарнитуру Hands-free, функцию для поддержания голосовых команд и много
других плюшек.
Сейчас Windows Embedded Automotive тестируется компанией
Ford, где заявили, что на базе данной операционной системы будут создаваться
бортовые компьютеры для будущих электромобилей.
Research In Motion Limited
Телекоммуникационная канадская компания
Research In Motion Limited, которая прославилась в основном благодаря производству
Blackberry, в этом году выкупила подразделение, которое занимается созданием системы QNX на базе Unix,
ограничив к ее исходным кодам доступ.
С момента разработки операционной системы QNX, в 1982
году, она была встраиваемой. Данная
система очень универсальна и популярна, и нашла широкое применение, как в
банкоматах, так и в ядерных реакторах. Также система лицензирована для
использования в производстве большинства автомобильных концернов, включая:
Volkswagen, Toyota, BMW, General Motors, DaimlerChrysler, Fiat и другие.
На проходящей выставке SAE Convergence в 2010 году,
компанией был представлен концепт Корвета, с успешно реализованной платформой QNX
CAR.
Система продемонстрировала, как можно совместить новые
мобильные приложения с автомобильными информационными и развлекательными
системами. В концепте имелась настраиваемая цифровая панель, которая
демонстрировала работу в двух режимах. Первый заключался в поиске ближайших АЗС
и автостоянок. Второй, режим информационно-развлекательного типа, располагал
геосоциальными сервисами для поиска друзей, которые находились рядом, имел
прогноз погоды, интернет-радио и браузер на базе ядра Webkit.
Также представлен был режим Terminal Mode, благодаря
которому обеспечивалось дублирование экрана телефона в автомобильной системе.
Режим заключается в управлении смартфоном, с помощью кнопок на руле и
сенсорного экрана.
Siemens+BMW
Значительный вклад в разработку автомобильных
операционных систем внесла компания BMW.
Так, в 2002 году, компания выпустила BMW 745i, этот
автомобиль в то время являлся самым компьютеризированным. Данная модель
является практически первым серийным автомобилем, объединившим в себе всю
электронную и компьютерную начинку в единую систему, которая предоставила
пользователю общий программный интерфейс для пользования. Систему назвали
iDrive, разработкой которой занималась
Siemens, при создании за основу системы взяли Windows CE.
Достоинства системы iDrive
Система при использовании отличилась достаточно стабильной работой. Также у
системы действительно вышло успешно использовать все автомобильные технические
характеристики и управлять всеми техническими возможностями машины. Поговорить
по телефону, отрегулировать подлокотник, выключить или включить систему
динамической тяги не составляло труда, благодаря системе iDrive.
Недостатки системы iDrive
Многофункциональность системы также оказалась и ее
единственным недостатком. Около 700 функций заложено в iDrive, а водителю
необходимо максимум несколько десятков. Нужный пункт в меню, среди такого
обширного перечня, было очень сложно найти.
Google
Компания General Motors решила не изобретать с нуля свою
операционную систему и просто заключила договор с компанией Google. Поэтому возможно
будущие автомобили General Motors будут работать на основе системы Android OS.
Adroid 3.0 Preview
Практически первым автомобилем с использованием
возможностей мобильных телефонов на рынке, должен был стать Chevy Volt. При
помощи приложения OnStar владельцы данного автомобиля могут получить информацию
об эффективности использования топлива, максимальной дистанции поездки и об
уровне зарядки и т.д. К тому же программа дает возможность изменить приоритет
зарядки. Соответственно, есть возможность делать все это удаленно.
Также с помощью этого приложения можно получить
информацию от охранных систем машины и управлять автозапуском или
разблокировкой и блокировкой дверей.
У компании General Motors в планах предложить абсолютно
новый уровень. В автомобильную операционную систему Android будут интегрированы
многие сервисы Google, это позволит пользоваться многими полезными функциями, к
примеру, GoogleMap, чтобы получить карты необходимой местности, информацию о
пробках, прогнозе погоды и т.д., а также появится возможность отправлять
информацию собственного состояния, на сервера Google.