Современные автомобили настолько высокотехнологичны, что из-за большого количества электронных компонентов очень сложно произвести визуальное определение причины поломки. Для этого существует специальное диагностическое оборудование. Именно к нему относятся пневмотестеры и вакуумметры.
Пневмотестер
Тестер герметичности надпоршневого
пространства. Предназначен для оценки
состояния двигателя без его разборки, в частности, состояния целиндро—поршневой группы, состояния пары «седло — клапан», состояния прокладки головки
блока цилиндров.
Действие прибора основано на
перепаде давления сжатого воздуха и определении процента утечек. Простой и
удобный прибор — отличное решение для первичной диагностики двигателя и его
частей.
Работа с пневмотестером
В любом типе двигателей, даже не
сильно изношенном, из-за конструктивных зазоров может быть наличие утечек. В
исследуемом цилиндре поршень выставляется в верхнюю мертвую точку на такте сжатия, когда все
клапана закрыты, предварительно выворачивается свеча. В свечное отверстие
вкручивается специальный штуцер, через который производится подача сжатого
воздуха и по проценту утечек, соответственно, оценивается состояние. На шкале
имеются красные, желтые и зеленые зоны, которые по относительным процентам
утечек означают: зеленая — это относительно хорошо, желтая —
удовлетворительно, красная — это плохо. Если стрелка оказывается в желтой или
красной зоне, то шланг переключается на продувочный канал и подавая воздух, необходимо
просто послушать откуда он уходит, чтобы понять где происходит утечка. Если
происходит утечка во впускной коллектор, то не герметична пара
«седло — клапан», если происходит утечка в масленый щуп — можно предположить
утечку в целиндро-поршневой группе, а если
пузырьки идут в радиатор или в соседнее свечное отверстие, то возможен
прогар или пробой прокладки головки блока цилиндров.
Прибор удобен тем, что
диагностика производится без разбора двигателя и даже без его съема с
автомобиля.
Еще одним средством малой
диагностики автомобиля является вакуумметр.
Вакуумметр
Для того чтобы наверняка
определить причину уменьшения мощности двигателя, необходимо провести его
проверку. В этом поможет вакуумметр, который оценит состояние двигателя и его
систем.
Прибор представляет собой
манометр, предназначенный для измерения отрицательного давления (от нуля бар до
минус одного бар) во впускном коллекторе. Прибор достаточно прост в
использовании, не требует снятия двигателя и выкручивания свечей. Позволяет получить достоверное
представление о состоянии мотора и выявить причину той или иной неисправности.
Его недостаток — сложность чтения
показателя и неидеальность их интерпретации, в связи с этим имеет смысл сочетать
с его работой другие средства диагностики.
Основные показатели прибора —
показания движения стрелки по шкале. Единицы измерения - миллиметры ртутного
столба.
Работа с вакуумметром
Перед началом проведения
диагностики необходимо прогреть двигатель и произвести блокировку его движения.
Прибор подсоединяется к коллектору. Рычаг передач — в нейтральное положение.
Проверка работы проводится вакуумметром на холостом ходу двигателя. Если
стрелка опустилась ниже 430 мл ртутного столба или поднялась выше 560 — это
говорит о неисправном состоянии двигателя.
Если прибор показывает, что
уровень вакуума слишком низкий, то обычно это говорит о не герметичности
прокладки, находящейся между коллектором и камерой заслонки либо о не правильно закрывающихся или
открывающихся клапанах двигателя, из-за чего происходит разряжение. Отклонение
показаний прибора от нормы на 50-100 единиц —
говорят о разгерметизации клапанов двигателя. Подрагивания стрелки и
нерегулярные показатели — показывают на сбои в работе цилиндров.
Любой автолюбитель,
интересующийся состоянием двигателя своего автомобиля, обязан иметь в своем распоряжении такие
простые, но удобные средства малой диагностики. Ведь они помогут быстро понять
причину возникших проблем и предотвратят серьезные поломки.