Владельцам автомобилей хорошо известна распространенная проблема, когда из расширительного бачка начинает выдавливаться охладительная жидкость или этот бачок вдруг лопается, трескается. Одним словом, он доставляет много хлопот. Хозяину машины ничего не остается, кроме как купить новое оборудование или запаять, замазать, заклеить испорченный бак.
Почему жидкость выдавливается из бочка?
Что же представляет собой расширительный
бачок, нужен ли он вообще в машине? Ответ простой: это нужный рабочий элемент в системе
отопления автомашины. Устройство этого
самого расширительного бака довольно простое: шланги, датчик и клапан впускной.
Изготавливаются такие бачки из пластика, от качества которого зависит срок эксплуатации бачка. Тут повлиять на
качество владелец машины не может никак.
Но
причиной выдавливания охладительной жидкости может стать неправильно работающий клапан,
установленный на крышке бачка. Из-за него может образовываться в самом
бачке и, следовательно, во всей
охладительной системе высокое давление, которое провоцирует протекание
охладительной жидкости в тех местах, где крепятся патрубки, вызвать их вздутие и даже растрескивание,
разрушая при этом герметичность радиатора.
Расширительный
бачок с помощью шлангов соединяется с
радиатором. Тут возникает довольно
важный нюанс: уровень размещения бачка
относительно радиатора,
точнее, середина расширительного бачка должна совпасть с верхушкой
радиатора. Такое расположение способствует
накипающей и расширяющейся
охладительной жидкости подниматься в
верхнюю часть радиатора и
попасть в шланг, а дальше свободно
перетечь в расширительный бачок.
Принцип
работы тоже довольно прост: двигатель,
нагреваясь при работе, нагревает ОЖ. При
этом в абсолютно герметичной системе охлаждения
возникает избыточное повышенное давление. Начинается расширение всей СОД, продвигая воздух в расширительный
бачок. Давящий сжатый воздух открывает
выпускной клапан и лишний воздух выходит из системы. Охлаждение
двигателя сопровождается такими же действиями, но в обратном порядке.
Отечественные
двигатели работают при температуре
примерно 95*. Циркулирующая по
системе отопления особая жидкость для
охлаждения этой системы должна
иметь температуру до 130* во избежание
закипания ОЖ. Температура кипения определенным образом связана с возникающим в системе давлением. Таким
образом, важно в охлаждающей системе
двигателя поддерживать нужное давление.
Что делать, чтобы проблема не возникала?
Чтобы
поддерживать бесперебойную работу системы, нужно регулярно проверять
состояние бачка и в частности обращать
внимание на маленькую деталь – впускной
клапан. В процессе эксплуатации клапан может засоряться, загрязняться и даже
покрываться коррозией, что влечет за
собой разрушение и сбои в работе, разгерметизацию системы охлаждения двигателя.
В результате этого возникают воздушные
пробки, являющиеся причиной перегрева.
Полная разгерметизация системы чревата срывом патрубков с бачка, закипанием
двигателя.
Проверяется
работоспособность клапана довольно просто. Прежде всего, его нужно внимательно
осмотреть на обнаружение ржавчины или
грязи, затем просто понажимать пальцем
на него. Исправный клапан при надавливании на него издает свистящий звук,
а на фазе отпускания пальца –
засасывающий звук слышен.
Итак,
нельзя пренебрегать маленьким клапаном,
он может доставить при небрежном
отношении к себе немало больших проблем. Лучше чаще поглядывать на клапан,
легче будет передвигаться на машине.