"Мерседес" для России - больше, чем просто автомобиль. Это культовое явление, знак статуса, образ жизни и символ надежности техники. В некотором смысле эту машину можно считать и символом нашего века, тем более что они практически ровесники: первый "Мерседес" появился на свет в 1901 году.
Как появилось
название
Производитель автомобилей "Даймлер
Моторенгезельшафт" с самого начала числился среди преуспевающих фирм. Основными
конкурентами на рынке были немецкий "Бенц" (на заре
автомобилестроения жесткий соперник "Мерседесов") и французские
компании "Панар", "Пежо".
Автомобили Готлиба Даймлера в конце прошлого века были
законодателями технической моды и славились своей надежностью и передовыми техническими решениями, однако
законы рекламы действовали и тогда. Автомобилю было необходимо звучное и
понятное название - попробуйте-ка единым духом выговорить:
"Даймлермоторенгезельшафтваген"! Первым эту мысль подал Даймлеру
австро-венгерский консул в городе Ницца Эмиль Елинек. Он был больше
автолюбителем, чем дипломатом, и, кроме того, представлял коммерческие интересы
Даймлера во Франции. Его дочь, Мерседес Елинек, и стала символом нового
автомобиля. Сам ли консул предложил это имя, или сыграло свою роль то, что к
этой девушке был неравнодушен сын основателя фирмы Пауль Даймлер, - осталось
неизвестным.
Первый "Мерседес"
Новую
машину "Мерседес-35PSD" разработал главный инженер компании Вильгельм
Майбах, который после смерти в 1900 году Готлиба Даймлера взял на себя все
управление компанией. Автомобиль имел классическую компоновку, которая
была весьма революционной в то время: двигатель и радиатор располагались под
передним капотом, приводя задние колеса через шестерёнчатую коробку передач.
Впрочем, с современной "классикой" у него было существенное различие:
карданного вала тогда еще не
существовало, главная передача была цепной и дифференциал стоял на
промежуточной оси, с которой момент вращения передавался на задние колеса двумя
цепями.
Двигатель
на машине стоял четырехцилиндровый, мощностью 35 л. с., с двумя карбюраторами и
топливным насосом, который тоже был тогда новинкой. (На большинстве автомобилей
того времени бензин подавался в двигатель самотеком, поэтому топливный бак
размещали над ним, на уровне водителя. Не надо, наверное, объяснять, как это сказывалось
на безопасности.) Цилиндры были отлиты в двух отдельных блоках.
Газораспределение двигатель имел нижнеклапанное, причем клапаны стояли по обе
стороны двигателя. Электрическое зажигание с механическим прерывателем
разработал знаменитый Роберт Бош. Надо заметить, что зажигание "Бош"
применяется на "Мерседесах" до сих пор - так долго длится
сотрудничество этих известнейших немецких фирм.
Охлаждение
мотора осуществлялось принудительно, при помощи шестерёнчатого насоса. Это было
в те времена серьезным новшеством, ведь большинство автомобилей имели
термосифонную систему охлаждения, в которой вода циркулировала за счет тепловой
конвекции. Радиатор также имел новейшую сотовую структуру и состоял из 8070
ячеек, тогда как в большинстве автомобилей начала века в качестве радиатора
использовался обыкновенный змеевик из гофрированных трубок. Интересно, что вода
охлаждала и систему ленточного трансмиссионного тормоза. Рама – стальная лонжеронная,
коробка с четырьмя передачами, управлялась рычагом, качающимся в кулисе. На
задних колесах стояли барабанные тормоза. В общем, первый "Мерседес"
был действительно новаторской конструкцией. Многие примененные на нем
технические решения, используются в автомобилестроении до сих пор.
Символ эпохи
На этой
машине впервые появилась и знаменитая трёхконечная звезда. В год создания
"Мерседеса" ее значение трактовалось так: три луча звезды указывают
на трех человек, причастных к новому автомобилю, - Майбаха, Елинека и его дочь.
Сейчас считается, что эти лучи означают три стихии, где работают моторы
компании "Даймлер-Бенц".
Новинка
"Мерседес-35PSD" пришлась по вкусу покупателям. Современники
говорили, что он сочетает в себе немецкую солидность и французскую
элегантность. Еще в 1901 г президент французского автоклуба Поль Мейян заявил:
"Вот мы и вошли в эру "Мерседеса". Эти слова оказались
пророческими: с 1902 года марку "Мерседес" стали носить все легковушки
Даймлера, а потом и грузовики. Имя же самого Даймлера исчезло с радиаторов
машин.
А что же
Мерседес Елинек? Она прожила свою жизнь в спокойствии и достатке, дважды
побывала замужем и тихо скончалась в 1929 году в Вене как баронесса Вейгль. Вот
и все, что можно сказать о женщине, имя которой красуется на самых известных
автомобилях двадцатого века.