Кто главный враг автолюбителя? Кто наносит ему наибольший ущерб? Нет, это не ГИБДД, и даже не дорожные выбоины - это коррозия. Слово происходит от латинского corrodo - грызу. Нет ничего опаснее такого "грызуна"! Он способен снизить стоимость автомобиля во много раз, постепенно превращая его в ржавый хлам. Увы, законы химии непреодолимы: металл ржавеет, поэтому, чтобы не лишиться автомобиля, его надо защищать. Для этого и разрабатываются, постоянно совершенствуясь, антикоррозионные препараты и соответствующие технологии производства.
Излюбленные места коррозии
Производители
новых иномарок зачастую дают на свои детища гарантии от сквозных коррозий на
десятки лет. А вот изделиям отечественного автопрома, особенно "классики",
коррозия угрожает не по-детски. Классические "Жигули" обычно начинают
покрываться предательскими рыжими пятнышками уже на второй год эксплуатации.
Раньше всего ржавчина проступает на лонжеронах и брызговиках, а также на
сварных швах в местах соединений средней стойки к порогам, наружных
поверхностей порогов к крыльям и крыши к стойкам. Типичное больное место - пол
багажника, особенно под запасным колесом.
Несколько лучше выглядят "Самары": они ржавеют
медленнее "классики". Этому есть несколько причин. Во-первых,
конструкция кузова у них более современна, например, точек сварки раза в два меньше.
Кроме того, более совершенна система вентиляции закрытых полостей - это не дает скапливаться влаге. Кроме
того, часть кузовных деталей переднеприводных ВАЗов сделаны из более-менее
устойчивого к образованию коррозий цинкрометалла. Это такая сталь, которая
предварительно покрыта защитным составом, основанным на цинковом порошке и эпоксидных
смолах. Такая защита у передних крыльев, рамки радиатора и ее нижней поперечины, у некоторых других деталей. У ВАЗ-2110 из этого материала сделано уже 56% деталей кузова.
"Самары"
загрунтованы более современным катафорезным способом. Этот способ, в отличие от
старого - анафорезного, дает более стойкое покрытие и придает грунту
определенные антикоррозионные свойства. Однако всего этого мало, и
"восьмое" семейство тоже подвержено действию "грызуна",
хотя и позже "классики". Начинается этот процесс обычно с порогов и
нижних кромок дверей. Что же касается изделия "Святогор" (41-ый
"Москвич"), то коррозионная стойкость незначительна. Такое
впечатление, что на заводе АЗЛК кузов вместо грунтования вымачивали в солевом
растворе – машины гниют сразу и везде. Как говорили представители завода:
"Уровень защиты соответствует данному классу выпускаемых автомобилей".
Как говорится, комментарии
излишни.
Зачем нужны антикоррозийные
препараты?
Так как
мы не можем ждать милостей от заводов, то спасение загнивающих автомобилей
всецело предоставлено их владельцам. Средство одно - дополнительная
антикоррозионная защита специальными препаратами. Она должна уберечь кузова
автомобилей от ржавчины и провоцирующих факторов: ударов камней, соли,
химреагентов, песка и т.д.
Полная
обработка на фирменной станции импортными препаратами стоит немало. Впрочем, лучше
не жадничать и довериться специалистам. Фирменные материалы и оборудование
серьезно увеличивают надежность обработки кузова. Благо, фирм, занимающихся
антикорозионной обработкой предостаточно. Однако, если недостаток денег
компенсируется избытком времени, то можно попробовать существенно сэкономить,
произведя антикоррозионную обработку самостоятельно антикоррозийными средствами.
Необходимые для этого препараты делятся на две группы: наружные и
предназначенные для полостей. Защищать необходимо не только отечественные
модели. Зарубежные авто также испытывают чрезмерную нагрузку в наших реалиях.
Наружные
антикоры представлены разнообразными мастиками, наносимыми на днище автомобиля.
Каковы предъявляемые к ним требования? Во-первых, это адгезия, то есть
способность препарата прилипать к металлу и оставаться на нем в дальнейшем.
Во-вторых, это эластичность. Параметр немаловажный, ведь при движении по
дорогам Родины кузов постоянно подвергается упругим деформациям, что называется
"дышит". Хрупкая, неэластичная мастика просто потрескается и
отвалится. В-третьих, это морозо- и жаростойкость. Мастика не должна
становиться хрупкой на морозе и течь на жаре - причины очевидны. В-четвертых, -
это механическая прочность. Находящаяся на днище мастика постоянно подвергается
обработке песком и мелкими камушками, которые щедро летят из-под колес.
Препараты
для скрытых полостей также важны. Требования, предъявляемые к ним, близки к
критериям для наружных покрытий. К перечисленным требованиям добавляется
пропитывающая способность, "поднятие по микрозазору" и водовытеснение.
Можно не учитывать механическую прочность – для сугубо внутренних препаратов
она не так важна. Пропитывающая способность нужна, чтобы антикор добрался до
металла покрытого рыхлой ржавчиной. Такое свойство, как "поднятие по
микрозазору" обеспечивает проникновение в мелкие щели и сварные швы. Название
данного критерия связано с методикой лабораторного тестирования: его оценивают,
погружая в кювету с препаратом две плотно сжатые между собой металлические пластины.
Хороший антикоррозийный препарат для скрытых полостей должен вскарабкаться по
стыку не менее чем на 50 мм.