Наверное, вам часто приходилось замечать светодиодные лампы или светодиодные ленты, герметично запаянные в пластиковые трубки, которые устанавливаются на днище автомобиля. Но вы легко можете изготовить такую подсветку собственными руками. С первого взгляда может показаться, что в пластиковую трубку заводского освещения помещена некая сложная электронная система. Чаще всего так оно и есть, но совсем не понятно, почему производитель выбирает столь сложный метод изготовления простейшего устройства.
Например, часто можно встретить, когда в
схеме на каждый светодиод устанавливается отдельный резистор или стабилизатор
напряжения, что, конечно же, увеличивает надежность светодиодной лампы, но при
этом увеличивая стоимость и сложность изготовления изделия. Чаще всего данные
устройства все равно ломаются от различных вибраций, физических повреждений,
ударов или от банального попадания влаги (все же дно вашего автомобиля - очень
ненадежное место). Но не стоит отчаиваться, далее будет рассмотрен довольно
простой подход к установке светодиодной подсветки.
Сборка
светодиодной панели на дому
Скорее всего, всем известно, что напряжение
питания светодиода всего 2 вольта, а вот при работающем генераторе и заведенном
двигателе питание бортовых сетей автомобиля может меняться в пределах 12-14 В.
Не сложно понять, что один светодиод сгорит от таких напряжений, поэтому
необходимо просто подключить последовательно 6 светодиодных лампочек. Далее, все
что вам нужно сделать, это взять необходимое количество лампочек нужного цвета
и соединить их цепочками в каждой по 6 светодиодов. Не забывайте, что соединять
нужно последовательно. Когда у вас будет
готово несколько цепочек их нужно соединить параллельно, таким образом удастся
увеличить светосилу подсветки и площадь, которую необходимо
осветить.
Как описывалось ранее, напряжение
автомобильной сети может достигать 14 вольт, и нагрузка каждой
лампочки также будет увеличиваться, но это не повод для страхов. Если разделить
14 вольт на 6 светодиодов, то мы получим напряжение в 2.3 вольта, что всего на
0.3 больше от номинального напряжения. Естественно, при перенакале лампочки начнут
греться, и если вы стремитесь к идеальной стабильности, то достаточно
подключить на входе вашей схемы 12 В стабилизатор напряжения. При использовании
подобного решения в независимости от уровня напряжения в сети авто, ваша
светодиодная панель будет всегда получать напряжение не выше 12 вольт и ни чем
не будет уступать заводским аналогам. Сам стабилизатор напряжения можно
приобрести в готовом виде в магазинах радиодеталей или же на радиорынке, также
можно найти самые простые схемы и изготовить прибор самому.
Экспериментальные
панели
Мы решили провести эксперимент и в
лабораторных условиях изготовить две разные светодиодные панели.
Бюджетный
вариант неоновой подсветки
Для изготовления первой панели были выбраны
самые дешевые светодиоды отечественного производства, имеющие очень слабую
светосилу и большой угол рассеивания потока света (около 120 градусов). Нашей
целью было получение мягкого рассеянного красного света, как от заводской
неоновой лампы. В итоге света было получено очень мало и причиной неудачи
послужили очень слабые светодиоды, но данный прибор обошелся нам в очень
незначительную сумму.
Панель на
качественных светодиодах
Вторую панель было решено изготовить из очень
мощных светодиодов, угол рассеивания которых составлял 30 градусов. Для
достижения этой цели была изготовлена печатная плата, приобрести ее можно в
любом радиомагазине вместе с кислотой для вытравливания плат. Далее все
светодиоды были запаяны на свои места. При пайке такой панели необходимо быть
очень внимательным, потому как у каждого светодиода есть отрицательный и
положительный контакт и если припаять хотя бы одну лампочку неправильно,
работать не будет вся цепочка.
Лучше всего действовать методично – плюс
разместить сверху печатной панели и впаять в начало каждой цепочки диод,
помните, что его плюсовой контакт нужно подключать к общему плюсу. После этого
в каждую цепочку впаиваем следующих пять светодиодов, размещая их так же, как и
первую лампочку. Отрицательный контакт каждого последнего диода необходимо
подсоединить к общему минусу на плате. Саму печатную плату довольно легко
изготовить собственными руками. Для этого существует три способа: печатный
способ, маркерный или обычное вырезание лезвием, ножом или скальпелем.
Процедура очень проста, поэтому бояться ее не стоит.
В итоге эксперимента нам удалось получить
сфокусированный и очень яркий красный свет. Исходя из этого опыта, для подобной
LED панели вам понадобится найти стеклянный или пластиковый рассеиватель света,
потому как световая панель на расстоянии 20 сантиметров дает
сфокусированное пятно. Если вы решите поместить светодиодную панель выше, то
получите рассеянный и довольно мягкий свет. Мощности диодов будет достаточно
для отличного освещения даже на метровом расстоянии от освещаемой плоскости.
Для большей безопасности рекомендуется
установить на входе изготовленной светодиодной панели предохранитель. Для этой
цели подойдет любой самый маломощный предохранитель на 12 вольт. Предохранитель
необходимо подключить последовательно с изготовленной лампой на плюсовом
контакте.
Главное помните, что чем слабее будет
предохранитель, тем выше будет безопасность вашей электронной сети, в противном
случае он может просто не сработать. Еще один момент, который нужно учитывать,
это то, что предохранитель необходимо монтировать в точке подключения к
бортовым сетям, потому как чем дальше он будет установлен, тем больше участок
сетей будет под угрозой. Если вдруг на незащищенном участке произойдет замыкание,
то оно может привести к пожару или даже к полному уничтожению вашего
автомобиля.
Таким
образом, вы узнали, что изготовить светодиодную подсветку своими руками не
такое уж и сложное задание. Наслаждайтесь новым видом своего авто и удачи вам в
пути!