В послевоенные годы появилась потребность в транспорте, который может ездить даже в очень плохих условиях, то есть обладать отличной проходимостью. Большинство конструкторов думало, что только техника на гусеничных шинах способна обладать хорошими вездеходными качествами. Но уже в 1955 году эти стереотипы были уничтожены, благодаря выпуску новой вездеходной грузовой машины ЗИЛ 132. Шины у этого агрегата были изготовлены по новой технологии, позволяющей изменять давление в колесах в зависимости от дорожных условий.
«Ложка дегтя в бочке меда»
При
испытаниях, грузовой автомобиль ЗИЛ 132 показал отличную проходимость на
земляной поверхности, но в глубоких сугробах агрегат "встал". С этим
нужно было что-то делать, так как в нашей стране долго лежит снег, а автомобиль
не справляется с ним. Поэтому было решено модернизировать грузовик, и для
этого разработчикам пришлось собираться заново для решения этой проблемы.
На
конференции было предложено два решения этой проблемы. Первое предложение не
исправляло проблему, потому что там предлагалось ничего не исправлять, а просто
оставить все на своих местах и использовать машину только на дорогах с
покрытием.
Второе
предложение было направлено на модернизирование автомобиля, чтобы он мог с
легкостью преодолевать многие препятствия, а также не застревать в снегу.
Проблема решена: ЗИЛ 132 стал
универсальным
Решение
этого вопроса было закончено. Теперь на агрегате стояла жесткая, не упругая
рама с равномерно расположенными на ней шестью колесами. Двигатель также
подвергся модернизации. Теперь он стал восьмицилиндровым агрегатом, работающим
на бензине. На ЗИЛе 132 была установлена механическая коробка передач, которая
имела в своем распоряжении пять ступеней, а взята она была у автомобиля
ЗИЛ-Э130.
Управляемость
грузовика тоже значительно увеличилась, благодаря тому, что рулевое управление
установили не только на передние, но и на задние колеса. Но поворачивать такой
руль без дополнительных приспособлений было бы достаточно сложно, поэтому были
установлены гидроусилители, которые работали за счет насосов, которые могли
создавать давление, превышающее 75 кг на кубический метр.
Новая модернизация и ее итоги
Но
конструкторы не желали останавливаться на достигнутом и уже в 1962 году был
выпущен новый ЗИЛ 312, который имел новые улучшенные технические
характеристики. Изменения в первую очередь затронули тормозную систему, на
которую установили пневмоусилитель, а также у нее появилась хорошая защита от
грязи и влаги, появившаяся как раз кстати, ведь автомобиль большей частью
передвигался по бездорожью.
Шины
были изменены в лучшую сторону. Они стали восьмислойными, "елочного"
типа. Но главной их особенностью было отличное передвижения по снегу, благодаря
тому, что конструкторы выбрали "арочный" вариант. Стоит заметить, что
изменять давление можно было на выбор. А именно, можно было сделать одну шину
одного давления, а другую шину другого давления. Благодаря такому изменению
давления, передвижение на этом грузовике стало в разы проще, и его проходимость
повысилась в несколько раз.
Новые испытания и новые успехи
Испытания
были разного типа. Был произведен заезд по снежной дороге, по грязи и по другим
типам трасс. На асфальте автомобиль повел себя не единообразно. Устойчивость
соблюдалась, если только скорость была ниже 50 км/ч, а при превышении
этого лимита устойчивость резко шла на ухудшение.
На
грунтовых дорогах чувствовалось его преимущество. На скорости 60-75 км/ч
автомобиль шел очень плавно, как по маслу, но при более низких скоростях
(20-25 км/ч) очень серьезно чувствовались ямки и колдобины, что во многом зависит
от жесткости рамы и подвески.
Самым
главным испытанием для грузовика стали снежные трассы. Глубину 60-70
сантиметров он преодолевал очень хорошо, имея при этом даже хорошую скорость
20-25 км/ч. При более глубоких снеговых заносах дело обстояло чуть сложнее,
автомобиль упорно ехал, но и скорость была в разы меньше - 8-10 км/ч. При
глубинах более 80 сантиметров, грузовик сокращал скорость своего движения
практически до нуля, а иногда мог и попросту сдавать назад.
Модернизации не стоят на месте и
продолжаются
В
результате самых многочисленных испытаний, было выяснено, что карданный вал не
соответствует нужным требованиям, и было решено заменить его на новый тип,
который был позаимствован у автомобиля ЗИЛ-127. Вместо механической коробки
переключения передач поставили коробку-автомат от грузовика ЗИЛ-135Е. Также был поставлен фургон, в котором можно было перевозить не только грузы, но и
людей. Жесткость рамы была уменьшена, благодаря этому автомобиль стало меньше
трясти на маленьких скоростях.
Завершающие испытания
Во
время проведенных испытаний, инженеры выяснили, что сопротивление на шинах при
движении по снегу зависит от нескольких факторов. Чем выше температура
окружающего воздуха, тем выше плотность снега, следовательно, сопротивление
стало выше, чем при более низких температурах, сопротивление зависит и от
давления воздуха в шинах: чем меньше давление, тем ниже сопротивляемость.
Благодаря
улучшенным шинам, грузовик смог преодолеть глубину снега в 120 сантиметров!
Если вспомнить, то на предыдущих испытаний автомобиль с трудом преодолевал
планку в 80 сантиметров. На глубине 120 сантиметров
скорость была хорошей - 10-15 км/ч.
Во
время испытаний автомобиль даже съехал с дороги в кювет. В этой колее под
снегом оказалась вода и появилась угроза, что автомобиль может опрокинуться
набок. Но для подобных случаев на машине был установлен тормозной дифференциал,
который имел возможность блокировки. И водитель вовремя сообразил и
активировал его, с помощью этого автомобиль с легкостью вышел из этого сложного
положения и выехал обратно на трассу.
Стоит
заметить, что во время испытаний автомобиль не сломался ни разу, что напрямую
говорит о качестве всех деталей и машины в целом.
Подведем итоги
Хоть
и говорилось о множестве положительных моментов, но все-таки присутствуют и
отрицательные характеристики. При высоких скоростях на дороге с покрытием
появлялось галопирование, что очень нехорошо для военных автомобилей.
Поворачиваемость была очень сильной, и с ней было тяжело справиться водителям с
небольшим стажем.
Но
хорошая проходимость в самых разнообразных дорожных условиях очень нравилась
военным. Они даже ставили вопрос на рассмотрение, о том, чтобы построить завод,
где будут производиться только данные грузовики.
Но все-таки дело не заладилось. Всего была выпущена единственная модель в 1961
году, которая не уцелела до наших дней, так как сгорела.