На сегодняшний день большинство автомобилей оснащаются двигателями внутреннего сгорания с механическими системами открытия и закрытия клапанов. Данная система славится своей надежностью и долговечность., однако наравне с этим имеются у нее и свои недостатки, которые в первую очередь связаны с низкой экономичностью и высоким уровнем шума. Исправить эти проблемы попытались инженеры из компании Renault, которые разработали инновационную систему электромагнитного привода клапанов, однако и у нее есть один существенный недостаток.
Собственно, вся
проблема заключается в том, что механизм электромагнитного привода клапанов
предъявляет чересчур высокие требования к бортовой системе электропитания,
именно по этой причине немецкие автопроизводители моторов решили объединить
данную систему с гидравлическим механизмом привода клапанов. В сравнении с
другими типами приводов использование электрогидравлической системы позволяет
избавиться не только от классического газораспределительного механизма, но
также и от клапанных пружин. Использование данного типа клапанов, помимо их
обычного закрытия-открытия, позволяет также контролировать и изменять величину
хода клапана на каждом из цилиндров, в результате чего существенно улучшается
экологичность и экономичность двигателя.
На каждый клапан приходится по одному блоку электрогидравлического привода, которые состоят из:
- Двух электромагнитных клапанов на линии низкого и высокого давления;
- Двухфазного управляемого привода поршня, отвечающего за перемещения самого клапана;
- устройства, компенсирующего линейное расширение внутри цилиндров.
Принцип работы системы
При помощи
специального насоса в системе создается давление до 200 кгс/см2. Первый
электромагнитный клапан, находящийся на линии повышенного давления, получив
сигнал от блока управления, начинает регулировку давления в диапазоне от 50 до
200 кгс/см2, при этом степень сжатия зависит от таких факторов, как частота
вращения коленвала, температура охлаждающей жидкости, нагрузка, скорость и так
далее. Данный клапан отвечает за регулировку хода высоты одновременно для всех
клапанов. Когда на клапан подается напряжение, происходит его открытие, в
результате чего масло со стороны линии повышенного давления начинает давить на
поршень, который в свою очередь толкает клапан. Что касается нижнего
электромагнитного клапана, то в данный момент он находится в закрытом
состоянии, так как напряжение на него не подается, однако под действием поршня
он постепенно открывается. Амплитуда движения всех клапанов зависит от режима
работы мотора, а контролируется она блоком управления двигателем. Регулировка
фаз газораспределения клапанов производится в процессе изменения
продолжительности интервала подачи тока на электромагнитный клапан повышенного
давления.
Как только
напряжение с клапана высокого давления снимается, происходит сброс масла в
нижний поршень, который начинает толкать клапан вверх, в результате чего он и
закрывается. Масло, оставшееся над поршнем, стекает к линии низкого давления,
после чего подается обратно к насосу.
Двухсоставные
поршни используются в данной системе для того чтобы одновременно увеличить
усилие открытия клапана и уменьшить количество потребляемой энергии. Амплитуда
полного хода клапана составляет порядка 1 мм, при этом скорость его посадки находится в
пределах от 0.05 до 0,5 м/с.
В процессе работы
системы электрогидравлического привода клапанов используется масло из системы
смазки мотора. Общими с системой смазки мотора являются масляный насос для перекачки
масла в системе смазки и подаче его к насосу отвечающему за привод клапанов,
поддон картера, масляные фильтры и каналы отвода масла из головки блока
цилиндров. По причине того, что используемое масло циркулирует сразу в двух
системах, к нему предъявляются особенно строгие требования, в частности это
касается его вязкости и чистоты. Производственные испытания системы показали,
что лучше всего для подобных целей подходят масла типа 0W40. Масла других
маркировка, в частности 5W40, 10W40, 5W30 и так далее, не подходят для работы в
системе электрогидравлического привода клапанов, так как не создают в них
необходимое давление. Для того чтобы
вязкость масла не выходила за установленные ограничения в системе, имеется
специальный датчик, следящий за данной характеристикой масла.
Установка блоков
электрогидравлического подъема клапанов производится отдельно друг от друга.
Требуемая гидравлическая плотность соединения корпуса мотора с самим блоками
достигается благодаря высокой точности изготовления внешней поверхности блока.
Вариант компании Fiat
Компания Фиат
также предложила свой вариант системы гидравлического привода клапанов, главной
отличительной особенностью которого является простота. В данном механизме
клапан приводится в движение при помощи сразу двух устройств: гидравлического
передающего механизма и
распределительного вала.
В процессе
вращения распределительного вала кулачки поочередно нажимают на плунжерный
толкатель, который в свою очередь давит на масло в цилиндре толкателя, масло
сжимается и выдавливает поршень, толкающий клапан. Примечательно то, что как и
в первой системе, здесь можно регулировать ход клапана исходя из режима работы
мотора. Сама регулировка производится при помощи дополнительного
электромагнитного клапана внутри цилиндра толкателя. Избыток масла под
давлением перетекает в специальный масляный резервуар. Очистка и рециркуляция
масла в системе производится при помощи фильтров и насосов, установленных в
системе смазки двигателя. В отличие от первого варианта электрогидравлической
системы привода клапанов здесь к маслу не предъявляются столь жесткие
требования.