При смене сезона автолюбители, не зависимо от стажа вождения, стоят перед важным вопросом - какой комплект шин будет больше подходить по климатическим условиям. Во многом этот выбор зависит от дорожного покрытия, по которому преимущественно будет ездить автомобиль. Производители ведущих марок тратят большое количество средств и времени для разработки шин, увеличивая их климатическую приспособленность, учитывая характеристики машин различных классов. Серьёзный подход к данному делу вызван жёсткой конкуренцией на рынке, только постоянно улучшая продукцию, можно выделить её среди остальных.
Компании, специализирующиеся на производстве фрикционных шин, тоже
совершенствуют свои технологии, наделяя так называемую «липучку» большей
уверенностью и сцеплением на обледенелой дороге. В настоящий момент по многим
показателям превосходят шипованную резину среднего класса при движении на льду. Чтобы убедиться в необходимости покупки тех или иных шин, следует
разобраться, как они ведут себя на дороге при различных температурах окружающей
среды.
Поведение шин на дороге
Выбор зимних покрышек среди шипованных и не шипованных довольно широк.
Но поведение фрикционки и шиповки на дороге сильно отличается. Зимние не
шипованные покрышки отлично чувствует себя при достаточно низких
температурных режимах, благодаря мягкости резины. Обеспечивая тем самым
акустический комфорт и прекрасное поведение на снежном и ледяном покрытиях.
Ценой за эти немалые преимущества будет отказ от летних привычек лихого стиля
вождения, никакого скоростного прохождения поворотов, резкого перестроения и
торможения. Любителям скоростной езды данный вид покрышек противопоказан, он станет
прекрасным выбором для спокойных и неторопливых шофёров.
Однако есть возможность подобрать покрышки с увеличенным скоростным
индексом. Важно знать, что фрикционка превосходит шипованные покрышки в
отношении динамики, шиповка обладает невысокими показателями и чувствует себя неуверенно на
асфальтном покрытии. Различие скоростных индексов шин с шипами и без них одного производителя с одинаковым рисунком протектора вызвано тем, что индекс
ставится по химическому составу конкретной модели шины. Поэтому рисунок
протектора ни как не влияет на скоростной индекс, он отвечает за движение в
слякотную погоду и по рыхлому снежному покрову.
Шины способны ездить как по сухому, так и по мокрому асфальту с
довольно высокой скоростью, это достигается благодаря свойству сохранения
мягкости резины при низких температурах. С помощью прямоугольного рисунка и
большой глубины протектора обеспечивается проходимость в заснеженную погоду.
Однако на льду и укатанном снеге фрикционка требует аккуратной езды без резких
поворотов и разгонов. При вождении ощущается динамичность, но гололёд всё равно
представляет опасность, а асфальтное покрытие увеличивает тормозной путь
автомобиля. При использовании данных шин предпочтительно наличие опыта
вождения в зимних условиях. Фрикционные
шины можно установить раньше шипованных, и они отлично послужат при резкой
смене погодных условий в осенние и весенние периоды. Однако любые фрикционные
шины предназначены для вождения зимой и не сравнятся с летней резиной в её
сезон. Желательно присутствие систем АБС и ESP, они компенсируют недостающее
сцепление с дорогой.
Шиповка - пример отличного баланса характеристик при средней жёсткости резины показывает
самые лучшие характеристики на ледяном покрытии, да и по остальным критериям имеет неплохие результаты. Пожалуй, самым её большим недостатком является
высокий показатель шума. Наиболее частый скоростной индекс — T (190 км/час) подойдёт любителям загородных поездок
и тем, у кого мало водительского опыта. Они отлично будут тянуть на крутой склон
и придадут уверенности на дороге во время её обледенения. Основным отличием от
фрикционных шин является наличие шипов и отсутствие мелких ламелей для их
установки, на сплошных плашках. По сути, данный вариант является самым
универсальным на российских дорогах. Но подобное заявление теряет уверенность при изменении температурных режимов, в различных частях страны свои
климатические условия, так или иначе играющие ключевую роль на характеристику
резины.
Показатели при разных
температурных условиях
Многие производители заверяют, что
температура, при которой сравняются показатели шипованных и не шипованных шин, равна 15°С. Но не многие знают такую закономерность - если становится теплее, то на льду эффективнее шиповка, а если холоднее, то фрикционка. Да и само состояние
ледового слоя важно, глянцевая поверхность лучше в первом случае, а шероховатая
во втором. При этом, растапливающее лёд, яркое солнце будет препятствовать
сцеплению с дорогой «липучке». В таком случае шипы будут лучше и при -25°С.
Если сравнить тормозные пути этих шин, в различных температурных условиях можно получить более точные результаты.
При -20°С шиповка проигрывает 20% пути торможения фрикционным шинам.
При низких температурах лёд более шершавый, что способствует лучшему сцеплению
резины без шипов, а для шипованной, наоборот, препятствует сцеплению, требуя
больших усилий со стороны шипов. При потеплении до -5°С шиповка выигрывает до
90% тормозного пути, фрикционка начинает скользить словно по смазке.
Липучки показали отличный резыльтат при температуре 19°С, а среди шиповок лишь с более широкими
бриллиантовыми шипами. Средние показатели обоих видов наблюдались на отметке
-13°С, падая до -5°С, шиповка показала наилучший результат, превзойдя на 2%
своего соперника. Нулевая отметка оставила не шипованную резину далеко позади
былых результатов, однако и шиповка упала по показателям вниз.
Посмотрев на сравнения шипованной резины и
фрикционной, видно, что при резком понижении температуры быстро падает
эффективность шиповки. В лютые морозы шипы не способны проколоть затверделый
лед и ведут себя словно как на асфальте. При температуре от -13°С до -15°С
соблюдается некий баланс эффективности между использованием шипованной резины и
фрикционки. Низкие температуры увеличивают тормозной путь у шиповки, а при
более высокой – наоборот.
Несмотря на кажущиеся трудности с выбором
зимних шин, к нему стоит подходить серьёзно, ведь от него зависит не только
комфорт, но и безопасность всех участников движения.