Хорошо ли автовладелец знает свой автомобиль? Безусловно, автомобилист в курсе того, какой мощностью обладает двигатель его транспортного средства, знает, за какое время машина может осуществить разгон до ста километров, и осведомлен, сколько бензина потребляет его машина. Но, как правило, с этими элементарными вещами автомобилист прекрасно знаком. Но зачастую автолюбитель не в курсе тех скрытых возможностей транспортного средства, которые имеет автомобиль и которые не указаны в его транспортных данных.
Быстрее, сильнее...
Следует отметить,
что скрытыми возможностями обладают
не только автомобили, которые были
собраны, к примеру, в Баварии или Японии,
но и отечественные транспортные средства.
Однако наибольшей востребованностью
пользуется чип-тюнинг дизельных
двигателей машин, которые были произведены
заграницей.
Чип-тюнинг,
который осуществлен грамотно и
профессионально, направлен на существенное
увеличение мощности двигателя, повышение
крутящего момента и значительное
уменьшение расхода бензина. Примечателен
тот факт, что все вышеперечисленные
«плюшки» будут получены без малейшего
механического вмешательства в конструкцию
транспортного средства и его элементов
и частей. Какого-либо вреда чип-тюнинг
автомобилю не наносит. Проявление
скрытых возможностей автомобиля
осуществляется исключительно за счет
изменений, которые вносятся в настройки,
и оптимизации изначальных заводских
установок. Следует отметить, что изменения
в настройках и оптимизация в настройках
производятся только в системах,
непосредственно влияющих на двигатель
транспортного средства и на управление
АКПП. Кроме того, следует сказать, что
с помощью оборудования и устройств,
которые используются в процессе
чип-тюнинга, можно внести изменения
исключительно в программную часть
бортового компьютера транспортного
средства. Иными словами, оборудование
для чип-тюнинга не оказывает механического
воздействия ни на конструкцию двигателя,
ни на систему выхлопа, ни на систему
впрыска топлива.
Слово «tuning»
переводится на русский язык как
«регулировка», «настройка». Пожалуй,
самым популярным видом доводки мотора машины является chip-tuning. Нелишне отметить, что заграницей
(например, в Германии, Великобритании,
Италии, США и других) данный вид тюнинга
двигателя автомобиля является одним
из самых популярных и востребованных
на протяжении последних десяти лет.
Каждый крупный
город в Европе располагает как минимум
одной фирмой, специализирующейся
непосредственно на чип-тюнинге. Основная
задача данного вида тюнинга заключается
в увеличении мощности и повышении
крутящего момента. Главная особенность
данного вида доводки двигателя автомобиля
заключается в изменении основных
характеристик двигателя транспортного
средства. Отдельно следует подчеркнуть,
что и повышение крутящего момента, и
увеличение мощности, и ограничение
максимальной скорости, и достижение
максимальных оборотов достигаются без
малейшего механического воздействия.
Иными словами, все изменения достигаются
без расточки цилиндров, увеличения хода
поршня и тому подобных механических
воздействий. Самое главное условие для
выполнения чип-тюнинга заключается в
наличии у транспортного средства
электронного блока управления двигателем,
который часто называют аббревиатурой ECU. Данная аббревиатура
расшифровывается, как Engine
Control Unit. Таким образом, чип-тюнинг
главным образом заключается именно на
внесении изменений и доработке данного
блока.
Что представляет
собой прошивка для чип-тюнинга?
ECU, о
котором вскользь говорилось выше,
является своеобразным автомобильным
компьютером. Данное устройство оснащено
микросхемой памяти — чипом (chip), в
который заложена программа управления
двигателем. Работа силового агрегата
любого современного транспортного
средства (вне зависимости от марки и
модели) осуществляется по индивидуальной
программе.
Именно бортовой
автомобильный компьютер (ECU)
руководит работой мотора. В процессе
такого руководства происходит формирование
сигналов управления для рабочего
оборудования, которые относятся к таким
системам, как турбонаддув, зажигание и
подача топлива. Выработка сигналов
осуществляется на основе информации,
которая поступает от датчиков,
установленных непосредственно в
перечисленных рабочих системах. Бортовым
компьютеров осуществляется анализ
числа оборотов, расхода воздуха, положения
коленчатого вала в моторе и многие
другие параметры. Если произвести
коррекцию программы управления работой
мотора, то есть если внести в нее
соответствующие изменения, то вполне
реально добиться того, чтобы изменились
исходящие сигналы ECU, которые
будут формироваться в ответ на вновь
заданные параметры. Всего этого можно
достичь при помощи прошивки для
чип-тюнинга.
Если автомобиль
оснащен атмосферным ретушированным
бензиновым двигателем, то прошивка для
чип-тюнинга окажет неоценимую помощь
в настройке системы подачи топлива, при
которой топлива в цилиндры будет
поступать больше, в установке более
высокого угла опережения в зажигании,
в изменении режима рабочих систем,
которые контролируют токсичность
выхлопных газов, в изменении показателей
ограничители оборотов и в изменении
многих других параметров.
Если автомобиль
оборудован моноинжекторным двигателем,
то в данном случае прошивка для чип-тюнинга
совершенно не годится. Кроме того, не
подходят для чип-тюнинга двигатели,
которые оснащены системой впрыска
KE-Jetronic.
Если автомобиль
оборудован турбированным двигателем,
то с помощью чип-тюнинга можно внести
все вышеперечисленные изменению, а
также осуществить коррекцию момента
включения турбо и его предельное
давление.
Как проводится
чип-тюнинг дизельных двигателей?
Перед непосредственным выполнением чип-тюнинга:
- Во-первых, следует выяснить существует ли принципиальная возможность прошивки для чип-тюнинга и имеется ли реальная возможность внести какие бы то ни было изменения в программы бортового автомобильного компьютера. Дело в том, что некоторые автомобили оборудованы ECU с таким программным обеспечением, которое совершенно невозможно подвергнуть модернизации и малейшей коррекции. Такое ПО банальным образом не считывается, поэтому перезаписать его нереально.
- Во-вторых, необходимо выяснить, насколько проведение чип-тюнинга будет эффективным для конкретной марки и модели транспортного средства. Представление (пусть общее) об эффективности проведения такого тюнинга нужно для того, чтобы деньги, время и усилия, затраченные на доводку двигателя, не пропали зря. Дело в том, что отдельные модели моторов даже после внесения всех необходимых изменений в ПО не могут похвастать существенным увеличением мощности и повышением крутящего момента.
- В-третьих, желательно провести полную диагностику в специализированных СТО всех рабочих систем двигателя автомобиля. Дело в том, что имеющиеся неисправности, которые не были выявлены и, следовательно, не были устранены, могут не самым лучшим образом сказаться на результатах работы, которую осуществит оборудование для чип-тюнинга.
Следующий этап
заключается в снятии с автомобиля
бортового компьютера (ECU) и
в считывании установленного в нем
оригинального программного обеспечения.
Объем ПО, как правило, варьируется в
пределах от 512 килобайт до одного
мегабайта машинного кода. Кроме того,
составной частью ПО являются таблицы
параметров. Объем, занимаемый картами,
зачастую не превышает десяти процентов
от общего объема, занимаемого всем
программным обеспечением. В сущности
своей чип-тюнинг — это ничто иное, как
изменение значений параметров в таблицах.
В результате внесенных изменений должно
получиться максимальное значение
мощности и предельное значение крутящего
момента в сравнении с изначальными
значениями, которые были в оригинальной
программе.
Чип-тюнинг дизельного двигателя
осуществляется посредством внесения
изменений в таблицу длительности
впрыска, таблицу ограничения давления
наддува и некоторые другие таблицы.
Следует отметить, что данные таблицы
для каждой модели и марки автомобиля
отличаются абсолютной уникальностью.
Иными словами, таблицы обладают строго
индивидуальным видом.
Помимо прочего, в программном
обеспечении содержатся и другие
таблицы, в которые тоже можно внести
необходимые изменения. В частности,
путем внесения в них изменений производится
температурная коррекция, осуществляется
регулирование холостого хода, производится
лямбда коррекция и т. д. В современном
транспортном средстве программа
управления зачастую содержит свыше ста
таблиц, из которых только парочка
десятков содержит параметры, модификация
которых позволит увеличить мощность
мотора и тяговых характеристик.
Оборудование для чип-тюнинга
Каждая программа бортового
автомобильного компьютера обладает
контрольной суммой, которая просчитывается
по одному из тридцати известных
алгоритмов. Непосредственно после
внесения изменений в программы ECU в обязательном порядке следует
осуществить коррекцию контрольной
суммы в ту или иную сторону. Дело в том,
что если не произвести коррекцию
контрольной суммы, то мотор автомобиля
может попросту не завестись, либо он
заведется, но будет работать в защищенном
режиме. Говорить в таком случае о каком
бы то ни было увеличении мощности
двигателя или повышении крутящего
момента говорить не приходится. Помимо
прочего, если не выполнить корректировку
контрольной суммы, то во время проведения
диагностики ECU обязательно
проявится одна из двух ошибок — «Internal
ROM ERROR» или «Check Sum ERROR».
Подавляющее большинство
прошивок для чип-тюнинга имеют лишь
две-три модификации. Таким образом,
автомобилисту предоставляется возможность
выбрать модификацию, которая подходит
к его транспортному средству больше
всего. Нелишне отметить, что довольно-таки
недавно на автомобильном рынке появилось
устройство «Step Power», которое представляет
из себя своеобразный переключатель
программ. С помощью данного устройства
можно осуществлять переключение между
несколькими (как правило, между 2-3)
тюнинговыми программами непосредственно
во время передвижения. Словом, с помощью
данного устройства автомобилист может
с легкостью производить изменения
характеристик двигателя самостоятельно.
К примеру, если автомобилист хочет
«полетать», то он легко может переключить ECU в спортивный режим.
Если же автомобилист хочет, чтобы езда
была спокойной и экономичной, то так же
легко он может включить режим «эконом»
либо «стандарт».
Стоит отметить, что
изначальная программа, которая была
установлена в машине, сохраняется. Иными
словами, автомобилист может в любое
время включить прежние настройки.
Возврат к прежним настройкам осуществляется
полностью бесплатно. Однако автолюбители,
вкусившие все прелести новых параметров,
редко возвращаются к изначальным
настройкам.
Машины, которые будут подвергнуты
чип-тюнингу дизельных (либо бензиновых)
двигателей, должны находиться полностью
в исправном техническом состоянии.
Таким образом, полная техническая
исправность является главным требованием
к осуществлению данного вида тюнинга.
Многие автомобилисты полагают, что с
помощью программного чип-тюнинга можно
решить ту или иную проблему, которая
возникла в двигателе транспортного
средства. Однако же в таких случаях
следует произвести грамотную диагностику
автомобиля, после проведения которой
транспортное средство почти в ста
процентах случаев следует отремонтировать.
И только после ремонта машина может
быть подвергнута чип-тюнингу.
Результаты прошивки для
чип-тюнинга
Машины, которые выпущены примерно после 90-ых годов прошлого века и которые оснащены электронным блоком управления, вполне могут быть подвергнуты программной модификации. Однако в таких автомобилях число параметров, которые можно изменить, достаточно скромное. Следовательно, ожидать существенного прироста мощности (свыше десяти процентов) в таком случае просто глупо, а в случае с механическим инжектором увеличение мощности будет и вовсе минимальным.
- Атмосферный двигатель. В настоящее время на отечественных дорогах множество машин, которые оборудованы атмосферным двигателем. Чип-тюнингу может быть подвергнут только автомобиль, двигатель которого имеет электронное управление. Таким образом, с помощью оборудования для чип-тюнинга вполне реально увеличить мощность двигателя и повысить крутящий момент на пять-десять процентов.
- Турбированные двигатели. Автомобили, оснащенные турбированным двигателем, тоже весьма распространены. Увеличение мощности двигателя и повышение крутящего момента, обусловленные проведением чип-тюнинга, на турбированных двигателях может варьироваться в пределах от 20 до 25 процентов. Лучшие (по сравнению с атмосферным двигателем) результаты тюнинга в случае с турбированными двигателями объясняются тем, что они оснащены турбонагнетателями, с помощью которых может быть осуществлено сжигание топлива в большем количестве.
- Дизельные двигатели. Автомобили, оснащенные дизельными моторами, тоже могут быть успешно подвергнуты тюнингу. Однако следует знать, что после проведения чип-тюнинга на автомобиле с дизельным двигателем происходит существенное возрастание требований по качеству используемого топлива. Увеличение мощности в турбированных дизельных двигателях составляет порядка 20-25 процентов, а крутящий момент в некоторых случаях повышается до тридцати процентов.
Ресурс двигателя после проведения
чип-тюнинга
Многие автовладельцы задаются
вопросом о том, каким ресурсом
работоспособности будет обладать
двигатель транспортного средства после
проведения чип-тюнинга. Ярые противники
данного вида тюнинга полагают, что
вследствие увеличения мощности двигателя
существенно возрастает нагрузка на
поршневую группу и кривошипно-шатунный
механизм, что неминуемо приводит к
быстрому износу данных деталей. Однако
данное мнение противников чип-тюнинга
является ошибочным. Дело в том, что в
основном передвижение автомобиля
осуществляется в спокойном стиле, что
никоим образом не оставляет отпечатков
на ресурсе мотора. Единственными
моментами, которые оставляют отпечаток
на ресурсе двигателя, являются резкий
старт и резкое ускорение. В реальной же
жизни ресурс работоспособности двигателя
напрямую зависит от стиля передвижения.
Таким образом, рациональное применение
прелестей чип-тюнинга никоим образом
не изменит ресурс двигателя транспортного
средства ни в сторону увеличения, ни в
сторону уменьшения.
Итак, в рамках данной статьи
мы поговорили о чип-тюнинге. Резюмируя
все вышеизложенное, следует сказать,
что с помощью чип-тюнинга можно существенно
увеличить характеристики двигателя
автомобиля быстро, качественно и без
малейших структурных или механических
воздействий.