Нагревание двигателя паром, заключающим в себе наибольшее количество тепла (приблизительно 500 ккал на 1 кг. пара), по сравнению с нагреванием теплой водой, представляет собой весьма результативный метод.
Пар из котла под высоким давлением (0,3—0,5 кГ/см2) поступает в трубопровод. Оттуда
через паровой вентиль и резиновую трубку пар поступает в систему охлаждения
мотора, через отверстие в специально установленном штуцере
и затем конденсируется.
Наиболее
уместно подводить пар напрямую к блоку цилиндров посредством специального
штуцера, приваренным к крышке люка рубашки системы охлаждения на блоке
цилиндров (ЗИЛ 164) либо вкрученный в отверстие на головке цилиндров (ГАЗ 51).
На моторах ЗИЛ 130 и ГАЗ 53 — посредством отверстия, которое предусмотрено в
рубашке блока с целью установки отдельного подогревателя. В моторах ЯМЗ-236 пар
может непосредственно поступать в штуцер подогревателя.
При
применении указанных методов и использовании штуцера, через который подается
пар, с калиброванным отверстием с 3,5—4
мм в диаметре для моторов ЗИЛ 164 и ГАЗ 51 и 7 мм для мотора ЯМЗ,
длительность разогрева будет составлять
25—30 минут.
С целью
разогрева холодного мотора, в котором вся жидкость слита из системы охлаждения,
откручивают пробку патрубка радиатора, продувают паром подводящую трубку, потом
подсоединяют ее к штуцеру и подают пар. Капот и радиатор автомобиля покрывают
утепленными чехлами. После небольшого нагрева системы паром в нее равномерно
подают воду. Нагрев продолжается до тех пор, пока не станет возможным легкое проворачивание коленчатого вала рукой,
что и обеспечивает запуск мотора. Прогревать мотор во время между рабочими
сменами можно путем ввода пара напрямую в систему наполненную водой. Излишняя
вода, образовавшаяся вследствие конденсации пара, выливается наружу через
отводной шланг радиатора.
Используется в основном две технологии разогрева и прогрева моторов автомобилей перед запуском:
- При постоянном прогреве и разогреве моторов, используют систему с однопроводной раздачей пара.
- Для разогрева мотора перед его запуском используют систему, состоящую из двух трубопроводов, через один в двигатель поступает пар, а во второй в систему охлаждения заливается вода. Трубопровод, через который поступает вода, делается циркуляционным. Иногда для уменьшения времени разогрева мотора в трубопровод подается горячая вода.
Пар в
первой технологии применяется для нагревания мотора автомобиля перед заливкой
воды в систему охлаждения, а во втором для нагревания уже залитой воды в систему.
Преимуществом первой технологии является ее простота в применении,
эффективность, надежность и меньшие по сравнению со вторым способом
капиталовложения. Применение технологии второго способа дает большее
преимущество, применение низкого давления и чистота на площадке позволяют
соблюсти технику безопасности.
Для
того чтобы в трубопроводах не замерзла вода и чтобы избежать потери тепла, их прокладывают
в коробах, изготовленных из бетона или дерева. Трубы укутывают
теплоизоляционными материалами и засыпают шлаком или землей. Укладку труб
производят наземным и подземным (не более 1 м глубиной) способом с использованием
скользящих опор для обеспечения свободного линейного расширения. Для лучшего
отвода конденсата возникающего при остывании пара, трубопровод укладывают с
вертикальным уклоном в 0,005 градусов. В начале и в конце трубопроводов
устраивают специальные конденсационные горшки, через которые сливают конденсат
в канализацию. На трубопроводах должны быть предусмотрены компенсаторы, которые
предохраняют систему охлаждения от деформаций и повреждения при изменении
температуры.
Направление
потока пара обязательно должно исключать интенсивное и прямое местное
нагревание металлических деталей мотора и окружающих предметов, что может
привести к их разрушению и деформации.
По
длине трубопровода устраивают колодцы для отвода от труб стояков, на концах
которых устанавливаются разветвители с вентилями. Это делается для
подсоединения сразу нескольких шлангов, которые смогут подавать пар или воду к
нескольким двигателям.
Исследования,
которые были проведены специалистами
НИИАТа, выявили, что в блоке цилиндров происходит наиболее равномерное
нагревание в том случае, когда пар поступает в среднюю часть и имеет
направление сверху вниз. Также при этом наблюдается хорошее прогревание
подшипников.
Когда использовать подобный прогрев?
Нагревание
мотора автомобиля паром имеет смысл использовать в районах, в которых средние
январские температуры составляют ниже -10° С. В таких районах наиболее чаще
применяется предпусковой прогрев двигателей. Также пар одновременно с прогревом
двигателя применяют и для нагревания масла, которое находится в картере. Для
этого на нем располагают кожух или устанавливают вентиль с отверстием.
В
зимний период при прогреве двигателей автомобилей паром возможны случаи
внезапной остановки поступления пара. Для того чтобы вода в этом случае не
вытекла из системы охлаждения и не замерзла, что может привести к деформациям
двигателя, применяют клапанный вентиль, который открывается при возникновении
давления и закрывается при его прекращении. Присутствие такого клапана
способствует предотвращению вытеканию воды из системы и позволяет среагировать
на отсутствие давления без последствий. На прогрев двигателя до рабочей
температуры когда ниже минус 15-20 градусов расходуется около 5 кг пара, и занимает это
приблизительно 17 минут.
Если
автомобили постоянно находятся на улице, то пар, находящийся в трубопроводах под
давлением 0,4-0,5 кг/см2, может обеспечить прогрев двигателей при
температурах достигающих до минус 30 градусов. Когда температура достигает
более низких значений, давление пара должно составлять 0,6-0,9 кг/см2.
Методы
прогрева и подогрева между рабочими сменами двигателей паром применяется в
основном на территориях крайнего севера, когда круглогодичная температура воздуха держится на отрицательной отметке.