Сцепление – важный агрегат автомобиля. Он постоянно подвергается нагрузкам, изнашивается, ломается. Неисправностей в системе сцепления бывает много. Рассмотрим основные дефекты неполного выключения сцепления и причины, их вызывающие.
Дефект: Обломались лепестки диафрагменной
пружины.Поломка характерна
для Opel.
Причины: Неправильная сборка. Возможно, сцепление установлено без использования монтажных приспособлений, стопорных скоб, с применением силы (так называемый «метод кувалды»).
Дефект: Выработка на концах лепестков диафрагменной пружины.
Причины:
- Тяжелый ход подшипника.
- Застопорение выжимного подшипника.
- Между лепестками пружины и подшипником отсутствовал зазор.
Дефект: Поломка рычага выключения сцепления.
Причины:
- Несимметричное нагружение оттяжных рычагов при работе выжимного подшипника.
- Неисправны опоры вала выключения сцепления.
- Между выжимным подшипником и оттяжными рычагами отсутствовал зазор.
Дефект: Изношены торцы оттяжных рычагов.
Причины:
- Тяжелый ход подшипника.
- Между подшипником и оттяжными рычагами отсутствовал зазор.
Дефект: Поломка оси качания оттяжного рычага.
Причины:
- Неправильная регулировка системы впрыска.
- Неисправность гасителя крутильных колебаний коленчатого вала.
- Отсутствовал зазор между рычагами и подшипником.
Дефект: Самопроизвольный выход оси оттяжного рычага.
Причины:
- Неисправность гасителя крутильных колебаний коленчатого вала. Под действием этих колебаний выпадает стопорное кольцо оси рычага.
- Неправильная регулировка системы впрыска.
Дефект: Сломался нажимной диск.
Причины:
- Перегрев диска в результате затяжного буксования сцепления по вине водителя.
- Буксование сцепления при износе накладок.
- Замасливание накладок из-за неисправности сальника.
- Дефективный рабочий цилиндр.
- У привода сцепления тяжелый ход.
Дефект: Покороблен кожух сцепления.
Причины: Ошибки при сборке. Возможно, проигнорированы центрирующие штифты маховика. Неправильно затянут крепеж.
У Opel: Сцепление было неправильно закреплено монтажными скобами.
Дефект: Погнутость крышки кожуха сцепления.
Причины: Неправильная сборка. Проигнорированы центрирующие штифты маховика.
Дефект: У ряда моделей VW крышка прогибается у центрирующего выступа.
Причины: игнорирование необходимости внутренней центровки, неравномерно затянуты крепежные винты.
Дефект: Поломка плоской пружины. Срыв резьбы в крепежных отверстиях.
Причины:
- Установка сцепления без усиливающей прокладки между винтами и кожухом.
- Свободная (не на краску) посадка крепежных винтов сцепления.
Дефект: Задир головок заклепок в пластине гасителя крутильных колебаний (VW).
Причины: Установлено неподходящее по размерам стопорное кольцо, либо кольцо нажимного диска установлено неверно.
Дефект: Поломка или погнутость тангенциальной плоской пружины.
Общие причины:
- Автомобиль управлялся неумело.
- Попытки запуска двигателя буксировкой при включенной первой или второй передаче.
- Передачи переключались неправильно.
- Установлено неподходящее сцепление.
- Неправильное стопорение при прикручивании сцепления.
- Повреждение при падении (в момент сборки, установки сцепления).
У Renault: Игнорирование направления вращения коленчатого вала.
У BMW: люфты в трансмиссии, вызванные износом диска Харди.
Дефект: Отсутствует стяжное кольцо диафрагменной пружины.
Причины:
- Некачественная сборка.
- Удаление стяжного кольца после установки сцепления.
- Помните, что натяжное кольцо – не монтажное приспособление!
Дефект: Повреждение шлицев ступицы.
Причины:
- Неправильный выбор диска сцепления.
- Диск сцепления при установке плохо сцентрирован. Из-за чего первичный вал коробки передач вдавливали в шлицевое отверстие грубой силой.
Дефект: На посадочной поверхности налет ржавчины.
Причина: На шлицах вала отсутствовала смазка.
Дефект: Односторонняя выработка шлицев ступицы с образованием подобия конического зубчатого венца.
Причины:
- Угловая несоосность между коробкой передач и мотором.
- Передний подшипник первичного вала КПП неисправен.
Дефект: Задир торца ступицы.
Причины: Установлен неподходящий диск или диск стоит в неправильном положении.
Дефект: Продавливание диска
Причины:
- Неправильная сборка.
- Прогиб центральной части диска под действием усилия, с которым первичный вал заталкивался в ступицу при сборке коробки передач с двигателем.
Дефект: Коробление диска. Обгорание керамических накладок
Причины:
- Работа с полной нагрузкой сразу после установки сцепления, без предварительной обкатки для приработки накладок.
- Деформация диска под действием тепловых перегрузок.
Дефект: Односторонний вырыв пластины диска.
Причина: Наклон коробки передач в процессе установки.
Дефект: Пластина диска вырвана по всему контуру.
Причины:
- Несоосность КПП и двигателя. Наклон КПП при монтаже.
- Развалился или неисправен передний подшипник.
Дефект: Срыв накладки.
Причины: Превышение частоты вращения, допустимой по стойкости накладок к продавливанию заклепками. Явление возникает при движении накатом с выжатой педалью сцепления, когда скорость автомобиля превышает предельную для включенной передачи. Повреждение возможно при работе двигателя на любых оборотах.
Дефект: Поломка накладки.
Причины: Небрежное обращение. Возможно, диск уронили при монтаже.
Дефект: Расслоение, обгорание накладки.
Причины:
- Случается, когда при ремонте «перешлифовали» маховик. То есть, срезали слой металла свыше предельных допусков, при этом не обработали привалочную плоскость сцепления.
- Узел выключения сцепления неисправен либо имел тяжелый ход.
- Замаслились накладки при износе сальника.
Дефект: Неработоспособность диска, приржавевшего к маховику.
Причина: Большой перерыв в эксплуатации автомобиля.
Дефект: Торцовое биение диска.
Причины: Диск монтировали без проверки торцевого биения.
Дефект: Разрушена направляющая подшипника и втулки.
Причина: Перед выжимным подшипником не выдержан требуемый зазор. Следствие – перегрев, вытекание смазки и заедание подшипника.
Дефект: Погнутость обоймы подшипника.
Причины:
- Дефекты опор вала.
- Направляющая втулка неисправна.
- Подшипник застопорился на направляющей втулке.
Дефект: Стерлась отбортовка подшипника.
Причины: Слишком малый (при норме от 80 до 100 H) предварительный натяг выжимного подшипника.
Для Opel: Изначально неправильно отрегулировали вилку выключения сцепления.
Дефект: Износ направляющей втулки.
Причины: Вилка выключения сцепления износилась
с одной стороны, или неправильно отрегулирована.