Новое производство территориально обосновалось в буквальном смысле на пустом месте, где в течение года возвели заводские цеха. АВТОВАЗ, гигант российской автомобильной промышленности, расположен в непосредственной близости, это логично, так как Chevrolet Niva разработана на агрегате простой «Нивы». Поэтому их не придется привозить издалека.
Около 170 000 машин выпущено за четыре года. В основном, порядка 85% с конвейера выходят автомобили простой и, следовательно, самой недорогой комплектации, ее индекс L. Остальная доля приходится на версию «люкс» GLS. Главные ее отличия от «эльки» в том, что диски колес литые, передние кресла с подогревом, боковые стекла тонированы, салон обит велюром, чехол запаски на двери багажника жестко запирается. С лета 2006 года эти две версии доступны и с кондиционером. Данные версии обозначены индексом LC и GLC. Нужно особо отметить совсем новую Chevrolet Niva с мотором Opel FAM1 с мощностью 125 лошадиных сил (у современных моделей только 80 л.с.), данный автомобиль существует, мне даже довелось посмотреть под его капот при знакомстве с производством. Работники завода пообещали, что автомобиль обязательно будет представлен и на нем можно будет прокатиться, но это в другой раз. Считается, что Niva фирмы GM - вазовский внедорожник, получивший новый облик. Это на самом деле так, но тут есть небольшие нюансы. Конечно, большинство агрегатов для ходовой части здесь от обычной «Нивы», однако не стоит думать, что узлы забираются просто с АвтоВАЗа и переходят на конвейер СП. Для Chevrolet Niva сборка агрегатов ведется на предприятии, производящем машины с ладьей на решетке радиатора, на выделенных производствах, иногда с применением закупленного GM-AVTOVAZ технического оборудования и особо нанятых работников. Ведется очень строгий контроль за всеми комплектующими и за конечной продукцией.
Качество, вообще – это конек СП. К примеру, линия сварки кузова устанавливалась на АвтоВАЗе, но каждый кузов, приходящий на GM-AVTOVAZ, тщательно изучают. Только после того, как работники отдела качества убедятся в правильности всех подогнанных друг к другу деталей, и что все зазоры соответствуют стандарту, кузов отправляется в цех для окраски (он, между прочим, в России самый современный). На сборочном конвейере трудятся в одну смену практически 250 человек. Почти каждый этап монтажа проверяют на соответствие жесткому стандарту General Motors, он действует здесь без каких-либо скидок на то, что производство проводится не в Америке, а в России. Вероятно, для меня самым ярким впечатлением от посещения конвейера оказалось то, что люди работают на нем в белых рубашках. Раньше мне не доводилось бывать на иностранных автомобильных производствах, но по российским я достаточно поездил. Это совершенно разные планеты! Тут дело не только в чистоте рабочего места, хоть это и один из важнейших факторов. Вместе со сборочными постами я не заметил традиционных громадных контейнеров с деталями, которые предназначены для установки в машину. Вместо этого там стояли компактные стойки с маленькими пластиковыми боксами. Запаса этих деталей хватит лишь на пару часов работы. Сложнейшая система с применением штрих-кода вроде той, которая используется в супермаркетах, дает возможность определить текущий запас деталей, и если он падает ниже точно определенной величины, в тот же момент подвозят следующую партию деталей с основного склада. Его запасов, в свою очередь, хватит на два дня работы конвейера. И пока он функционирует бесперебойно, следовательно, и отношения между GM-AVTOVAZ и поставщиками заслуживают высоких оценок.
Вдоль всех сборочных постов на высоте протянутой руки натянули шнур. Если за него потянуть, раздастся приятная музыка и загорится желтый маяк – это сигнал, что сборщику требуется помощь. И если она вовремя не оказана, то в работе возможен брак. Этого на СП никак не могут допустить, вследствие этого на табло, которое висит в проходе между конвейерными нитками, высветится номер участка, на котором поступил тревожный сигнал, и буквально через секунду начальник смены или мастер участка подключаются к решению возникающей проблемы. Интересно, что для облегчения операции сборки кузова, выходящего из цеха окраски, снимают боковые двери. Их отправляют на линию «подсборки», где на них устанавливают обшивку, стекла, ручки и прочее. А между тем, медленно парящие над полом кузова с каждым пройденным метром обрастают новыми деталями и узлами (длина конвейера ровно 450 м). В самом конце навешивают двери, незадолго до того, как за рулевое колесо готовой машины сядет человек, запустит двигатель, после этого сверкающая Chevrolet Niva сама прокатится к стенду для регулировки фар и затем – к боксу обкатки. При этом каждый кузов уходит с конвейера именно с теми дверцами, которые с них сняли перед сборкой. На беговых барабанах проводят короткую обкатку, в течение которой оценивают, в частности, эффективность тормозов и четкость переключения передач. После этого автомобиль подъезжает к дождевальной камере, чтобы проверить на герметичность кузов. Усаживаясь на пассажирское кресло, я захлопываю дверцу, и милая девушка за «баранкой» направляет автомобиль в бокс. За нами опускаются ворота, и в этот момент на автомобиль со всех сторон обрушиваются водные потоки.
В реальности, наверное, не бывает дождей такой силы, но потому и проводится тест, чтобы испытать автомобиль при экстремальных условиях. Щетки сзади и спереди пытались очищать стекла, но тщетными были их усилия. Незабываемое шоу кончилось через минуту. Проехав сушильное отделение, мы направились в цех. Открыли двери, осмотрели внимательно все стыки, багажник и пол – даже капли воды не было! А если вдруг их обнаружат, то машину отправят на доработку, а затем – опять под дождь. Это будут делать до тех пор, пока тест не закончится успешно. На GM-AVTOVAZ организация производства, скажу прямо, впечатлила. Ничего удивительного, что при этом подходе к работе уровень сборки выпускаемых машин достаточно высок. Кроме того, согласно данным отдела качества на предприятии, за четыре года сократилось в три раза количество обращений владельцев по гарантии. Поскольку не было возможности попробовать на ходу модель с мотором FAM1, мне пришлось сесть за руль наиболее «крутой» серийной модели Chevrolet Niva, с кондиционером, в комплектации GLC. Но оценить работу кондиционера, а также его воздействие на динамические показатели автомобиля не позволял 20-градусный мороз. При этой температуре он абсолютно не включается. Зато мне удалось ощутить эффективность печки – минут через пять мне уже было жарко, несмотря на то что вентилятор отопителя крутился на минимальной скорости.
За что ругают Chevrolet Niva недоброжелатели? За достаточно архаичную конструкцию ходовой части, которая была унаследована от автомобиля, которому в этом году исполнится 30 лет. Мотор с 80 л.с. весьма слабоват – по моим ощущениям, динамика разгона оставляет желать лучшего. Ее и вовсе нет на пятой передаче в трансмиссии. Зато здесь в салоне гораздо тише, чем в обыкновенной «Ниве» - это сказываются трехопорная установка раздаточной коробки и укрепление редуктора переднего моста не на двигателе, а к поперечной балке подвески. На GM-AVTOVAZ изменения происходят ежедневно. Например, где-то оптимизируют длину проводов, в других местах унифицировали длину используемых винтов, чтобы сократить номенклатуру комплектующих. Можно привести массу подобных примеров. Работы по усовершенствованию машины ведутся постоянно.
Стоит выделить из крупных изменений оснащение автомобиля более жесткими креслами, для этого понадобилось поменять поставщиков пены, которая используется для изготовления подушки кресла. Стал более гармонично смотреться интерьер, так как теперь обивка кресел и обшивка дверей стали оформляться в единой цветовой гамме. Изменили также уплотнитель задних дверей и их замок, это дает возможность захлопывать ее с меньшим усилием. Установили менее заметный выключатель для аварийки на приборной панели с ночной подсветкой. Шкалы на приборах теперь белые, аналогичные таким, которые применяются на легковой машине Chevrolet Niva. Это сделали для того, чтобы выделить единство семейства Chevrolet, но не исключено, что придется вернуться к черным шкалам, поскольку покупателям они больше нравятся. Но и, разумеется, наличие кондиционера тоже можно отнести к существенному изменению. Соответственно, его монтаж потребовал провести заново калибровку двигателя, чтобы перенастроить контроллер управления. Включение кондиционера не влияет на динамику разгона машины, так как при резком ускорении кондиционер вообще выключается. Главные узлы этого устройства поставляются из-за границы от поставщиков General Motors, трубки изготавливаются на месте. Сейчас кнопка кондиционера расположена в верхней части приборной панели, но ее обязательно перенесут вниз, к блоку управления климатом в салоне, там ее присутствие будет более логичным, это еще одно небольшое изменение в конструкции машины. Завод достаточно хорошо проработал калибровку двигателя с компанией BOSCH. В прошлом году двигатели стали оснащать новым контроллером М7.9.7. вместе с этим были пересмотрены настройки системы управления двигателя, в результате этот силовой агрегат стал еще отзывчивее на низких оборотах, более экономичным, его холодный пуск улучшился. На Chevrolet Niva установили двигатель, который отвечает экологическим стандартам Евро-3. Почти все технические неполадки, которые возникают пре переходе с Евро-2 к нормам Евро-3, уже решены.
Произведено уже несколько автомобилей с двигателем FAM1, в нем внедрены элементы пассивной и активной безопасности, такие как ABS, преднатяжители ремней, воздушные подушки для переднего пассажира и водителя. Конечно, по грунтовой дороге, накатанной на высоком берегу простирающегося водохранилища, мы покатались, но из-за ударившего мороза это развлечение оказалось совсем неинтересным. Все колеи и лужи замерзли, а снега еще не навалило столько, чтобы у нас возникли проблемы с передвижением вперед. Проще говоря, мне не удалось оценить внедорожные качества. Хотя, разогнавшись, я обратил внимание, что подвеска справляется довольно хорошо. Благодаря присутствию гидроусилителя руля, развороты на узких дорожках или маневрирование среди деревьев даются без особого напряжения. За рулем этого автомобиля находиться очень приятно. По статистике, много женщин среди покупателей Chevrolet Niva. Они, видимо, ценят небольшие габариты этого внедорожника, добротно собранный салон и привлекательную внешность, и конечно, легкость управления. Меня ждал сюрприз на тест-драйве. Кроме заводской продукции мне довелось ознакомиться с тюнинговым вариантом машины Chevrolet Niva Trophy. Данную комплектацию с одобрения GM-AVTOVAZ готовит официальный дилер марки. В то время как стандартная Chevrolet Niva представляет из себя универсальный автомобиль, который подходит как при повседневной городской езде, так и во время выезда на природу, комплектация Trophy в первую очередь адресована любителям путешествий и активного отдыха. Передвижение по значительному бездорожью облегчается дифференциалами повышенного трения в заднем и переднем мостах, шины на кованых дисках BF Goodrich All-Terrain M+S, дополнительная защита КПП, раздаточной коробки и картера двигателя, вентиляторы системы охлаждения двигателя, отключаемые принудительно в момент форсирования водных преград, и выведенные в подкапотное пространство сапуны агрегатов трансмиссии, шноркель с фильтром пониженного сопротивления.
В особо тяжелых случаях владелец данного внедорожника имеет возможность пользоваться съемной электролебедкой, имеющей тяговое усилие 720 кг, кроме этого есть сенд-траки и хай-джек. Этим оборудованием оснащены все версии Trophy. В дальней поездке окажутся нелишними багажник на крыше, а также сетка в багажном отсеке, которая служит для фиксирования поклажи. Есть также фары для дополнительного освещения. Сейчас произведено и реализовано примерно 12 машин с комплектацией Trophy. Они все имеют главные стандартные пары с передаточным числом 3,9, но для того, чтобы улучшить тяговые свойства внедорожника, теперь будут устанавливать пары с числом 4,1. Вместе с использованием больших колес (27,7 дюймов вместо стандартных 26,3) это улучшит поведение автомобиля на бездорожье, пятая передача в трансмиссии также стала более «живой». Имеются планы на оснащение автомобиля более тяговыми главными парами, имеющих передаточное число 4,3. Компания GM-AVTOVAZ для развития небольших серий типа Chevrolet Niva Trophy собирается и в будущем активно сотрудничать с тюнинговыми дочерними компаниями и с центрами дилеров своей марки. Нецелесообразно заниматься штучным изготовлением автомобилей на основных конвейерах, это вполне реально сделать на небольшой фирме. В результате покупатель получит возможность выбирать автомобиль в соответствии со своей задачей, а основной закон компании – производить продукцию, которая отвечает желанию клиентов.