Современные автомобили способны развивать высокие скорости. Это и достоинство их, и главный источник опасности. Очень трудно при необходимости резко затормозить либо изменить направление движения автомобиля, если вы мчитесь на большой скорости. Выбор скорости должен соответствовать возможностям остановки автомобиля. Вот об этом мы и поговорим в статье «Что должен учитывать водитель при выборе скорости движения».
Скорость движения автомобиля напрямую связана с профессиональным мастерством водителя. Один из главных навыков вождения - это своевременно определить возможную опасность. Опасны места с ограничением видимости. Это могут быть строения, различные зеленые насаждения, стоящие на остановках машины, из-за которых могут выбегать пешеходы и т.д. Упрощенно можно определить допустимую скорость. Если 1метр видимого расстояния соотнести со скоростью 1 км/час, то если дорога просматривается на 30м, скорость соответственно выбираем 30 км/час.
На скоростных автомагистралях обычно предельная скорость движения выше. При интенсивном движении в населенных пунктах условия движения затруднены. Обычно здесь скорость не превышает 60 км/час. По загородным дорогам водитель ездит на повышенной скорости. А вот при въезде в населенный пункт, водитель снижает скорость. После быстрой езды переключиться и смириться с медленной ездой многим не так-то просто. Вот по этой причине при превышении скорости и происходят ДТП. Скорость движения ночью, во время дождя или снегопада кажется меньше, чем на самом деле. Чаще обращайте внимание на спидометр. Водитель самостоятельно должен решить для себя задачу, какую в конкретном случае выбрать оптимальную скорость. Водитель принимает во внимание не только интенсивность движения транспорта и пешеходов, но и ширину дороги, состояние покрытия дороги, видимость дороги в направлении движения, состояние транспортного средства, а также атмосферные условия, особенности перевозимого груза и т.д. Водитель самостоятельно анализирует дорожную обстановку и выбирает допустимую скорость движения транспорта.
Очень важно не забывать, что однообразная придорожная местность со временем способна притупить остроту восприятия водителем окружающей обстановки. Автомобиль на таких дорогах как бы укачивает водителя. Мелькание придорожных деревьев действует на водителя как снотворное. В таких случаях водитель должен приоткрыть окно, чтобы проветрить салон автомобиля. Через каждые 2-3 часа стоит сделать остановку для небольшой разминки. Не помешает включить радиоприемник. Правда, не всякая радиопередача способна взбодрить. Бывает и наоборот.
После сильного дождя при некоторых критических скоростях шина как бы «всплывает» и движется по поверхности воды. Эффективность работы тормозов уменьшается в два раза. Такой эффект чаще свойственен для шин с мелким и плотным рисунком протектора. Но особенно сильно он проявляется при изношенности протектора. Сколько угодно поворачивай рулевое колесо — автомобиль все равно двигается в прямом направлении. Что же нужно предпринять, чтобы избежать появления этого опасного эффекта?
Заметить его очень непросто. Когда скорость автомобиля достигает своей критической скорости, при прямолинейном движении у водителя не возникает опасений. Но как только приходится изменить направление движения либо резко затормозить, водитель понимает, что автомобиль стал неуправляемым. Вот поэтому на дороге, которая покрыта водой, нужно быть особенно осторожным. Снижать скорость движения необходимо в начале дождя. Первые капли дождя не смывают, а только смачивают дорожную пыль грязь, при этом превращая ее в «смазку». Такая «смазка» значительно уменьшает эффективность действия тормозов. А после сильного дождя коэффициент сцепления повышается. В такую дождливую погоду очень опасны участки, на которых к главной асфальтированной дороге присоединяются второстепенные дороги, но без покрытия. Проезжать эти места нужно с небольшой, но постоянной скоростью.
Вот поэтому после проезда больших луж и не рекомендуется резко увеличивать скорость. Если тормоза намокли, их необходимо «просушить». Для этого нужно увеличить подачу топлива, а левой ногой притормаживать. Только когда водитель поймет, что эффективность тормозов восстановлена, он может повысить скорость движения.
Анализируя ДТП, выяснилось, что основная их часть приходится на участки дороги, в которых имеются крутые повороты, спуски и подъемы, узкие участки и т.д. Вот по таким участкам проезд разрешен только с ограниченной скоростью. Если до такого участка скорость не ограничивалась, то неосмотрительный водитель может попасть в ДТП. Итак, неверный выбор скорости при движении на таких участках дороги является одной из главных причин опрокидывания или столкновения со встречным транспортом. Причем чем выше скорость движения, тем больше опасность опрокидывания. Иногда на поворотах дорог водитель хотя и движется с допустимой скоростью, но поздно замечает поворот. А для того, чтобы вписаться в поворот, водителю приходится резко повернуть рулевое колесо. Подъезжая к повороту, надо твердо знать, что лучше снизить скорость до въезда на поворот, чем начинать торможение при прохождении его. На повороте никогда не стоит выключать или переключать передачи. Если предстоит крутой поворот, а в конце его необходимо переключение передач, то сделать это лучше в начале поворота. Помните, что на повороте торможение и выключение сцепления может привести к заносу.
Интересно, что количество происшествий на дороге под уклон происходит от 1,5 до 3-х раз чаще, чем при движении на подъем. Опасность напрямую связана с увеличением длины тормозного пути при движении на спусках во время экстренного торможения.Никогда не забывайте, что только правильный выбор скорости движения вашего автомобиля является одним из важнейших условий безаварийной работы водителя. Скорость автомобиля способна изменяться в довольно широких пределах. По Правилам дорожного движения водитель, выбирая скорость движения автомобиля, должен не забывать об ограничении скорости. С увеличением скорости возрастает и напряжение водителя. Большинство ДТП происходит из-за несоответствия скорости автомобиля конкретной обстановке движения автомобиля. Многим водителям трудно правильно выбрать безопасную скорость. Обычно желание выбрать необоснованно высокую скорость проявляется у молодых и неопытных водителей. Опытный водитель всегда движется без особых перепадов скорости, без резких торможений и с наименьшим количеством переключения передач. Только такой режим движения будет меньше утомлять водителя и пассажиров. Он позволит уменьшить расход топлива. Износ автомобиля уменьшится и позволит снизить вероятность возникновения опасных ДТП.
Водитель, который движется с меньшей скоростью, чем средняя скорость автомобильного потока, обычно обгоняется большинством машин и становится объектом для наезда сзади. Водитель, который движется с превышением средней скорости автомобильного потока, уже сам совершает частые обгоны. Вождение транспорта при интенсивном городском движении требует от водителя дисциплинированности. На одной и той же дороге в разное время суток и при разной погоде нужно менять скорость. Только опытный водитель, наблюдая за сменой сигнала светофора, скорость выбирает таким образом, чтобы не делать резкого торможения.
Да и на дорожном покрытии можно встретить различные выбоины, заниженные канализационные люки. На таких участках движение с большой скоростью может привести к поломке. Если же проделывать лихие маневры с целью объезда, то возможно столкновение с другим автомобилем, который движется по соседней полосе. На некоторых участках дороги разбросаны щебень и мелкие камни. На таких участках дорог обычно скорость движения ограничена. Ограничение обозначено соответствующими дорожными знаками. Скорость на таких участках рекомендована в пределах 20-30 км/ч. Дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть увеличена. Если не выполнить все эти рекомендации, то водитель рискует разбить лобовое стекло своего автомобиля камнем.
В своей статье «Что должен учитывать водитель при выборе скорости движения» мы постарались дать рекомендации по выбору скорости при различных ситуациях. При выборе скоростного режима движения водитель обязан неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения. Он не должен превышать скорость движения, которая предписана соответствующими дорожными знаками. Водитель согласно техническим характеристикам своего транспортного средства и условиям движения определяет максимальную скорость. Двигаться с большой скоростью можно лишь исключительно при полной надежности машины, с учетом соответствующих дорожных условий и, конечно, при хорошем физическом состоянии.