Сегодняшние автомобили невозможно себе представить без самых разнообразных электронных устройств. И, пожалуй, уже давно самым значимым из них считается АБС, то есть антиблокировочная система тормозов. Но за всю пору её существования прослеживаются яростные разногласия о необходимости этого устройства в автомобиле. О том, что такое антиблокировочная тормозная система автомобиля и для чего она нужна, рассказывается в этой статье.
С того самого момента, когда стартовали первые АБС, сложилось незыблемое убеждение, что это устройство не намного эффективнее способно остановить машину, чем опытный водитель профессионал, а вот для новичков является, чуть ли, не панацеей. Чтобы лучше понять степень эффективности антиблокировочной тормозной системы автомобиля, рассмотрим, что это такое, по сути.
Общеизвестно, что правильное и грамотное вождение машины, и, в частности, процесс торможения, находятся в самой прямой зависимости от сцепления колёс с дорожным покрытием. В случаях, когда колёса заблокированы, или сцепление потеряно, тормозной путь транспорта увеличивается, и управлять машиной становится невозможно. На скользком покрытии водители со стажем балансируют на самой тонкой грани блокирования, и применяют тактику прерывистого торможения. Частично, принцип действия антиблокировочной системы, взят из человеческого опыта и наблюдений.
Когда одно из колёс подаёт признаки блокировки, уменьшается скорость вращения, опускается ниже критического уровня. По сигналу датчика вращательной скорости, база управления АБС посылает импульс к соленоидному распределительному клапану, чтобы давление тормозной жидкости в тормозном устройстве не поднималось, чтобы исключить опасность блокировки.
Чтобы в тормозном устройстве устоялось постоянное давление, применяется специальный насос. Сегодняшняя АБС не только предотвращает блокировку одного из колёс, но и корректирует тормозную силу, чтобы курсовая устойчивость была стабильной.
Рассмотрим степень необходимости АБС классического европейского авто на двух типах трассы — мокром асфальте (0, 76 — коэффициент сцепления) и спрессованный, уезженный снег (с параметром 0, 14). В случае опасности и угрозы аварии, водители поступают по-разному — либо рулят, не трогая тормоза, либо рулят с применением тормоза.
Элементарная ситуация: тормозим на прямой при скорости 40 км в час. Если движение осуществляется по мокрому асфальту, водитель и сам скорректирует тормозную силу, поэтому трудно сказать, насколько здесь помогла электроника. А вот на снегу — совсем другое дело. Педальное торможение может увеличить тормозной путь до 46м. А торможение по правилам на пределе блокирования может дать результат 41м. При задействовании антиблокировочной тормозной системы автомобиля возможен результат 37, 4. Превосходство по всем пунктам, очевидное превосходство. При допустимой же скорости 60 км в час, тормозной путь укорачивается ещё на 5 метров по сравнению с водителем-профессионалом.
Возьмём пример с микстом. На допустимой скорости 60 км в час при использовании системы получаем 37м, без нее — 41, но не в расстоянии главное превосходство. Главное в том, как ведёт себя сам автомобиль на этом коварном покрытии. Дело в том, что при разных коэффициентах сцепления, когда под одним колесом снег, а под другим — асфальт обязательно случится эффект разворачивания машины, которую очень трудно выправить, крутя баранку, а для новичка такой пример может весьма печально кончиться. Малейший просчёт в движении — и машину закрутит.
Ещё одна распространённая ситуация на дороге. Не рассчитав скорость движения, шофёр начинает поворот постоянного радиуса. В таком случае он либо отпускает педаль газа и будет, поворачивая рулевое колесо, стараться в пределах своей линии движения дуго - образно выровнять ход, или же активировать тормоза, рискуя потерять курсовую устойчивость и сойти с трассы.
В случае мокрого асфальта и работе рулём, замеченная скорость - 67 км в час. Аналогично, но с торможением без антиблокировочной системы — 69 км в час. Увеличишь скорость — или снесёт, или, в случае блокировки колёс, вынесет по прямой, а не дуго - образно, а может и закрутить. С антиблокировочной системой — 79 км в час. Превосходство налицо.
Если увеличить радиус поворота на льду до 50 м, получаем, без применения тормозов, 61 км в час, с применением тормозов - 69 км в час, с применением тормозов и антиблокировочной системы — 75 км в час. Тоже ощутимое преимущество, хотя и не столь явное, как в случае мокрого асфальта.
Почему же, в таком случае, эту систему не любят профессионалы? Как правило, опытный водитель применяет тормоз и акселератор в том числе, и для управления машиной, а не только для торможения или разгона. К тому же, у профи есть своя специальная, индивидуальная методика. А электроника как раз и не позволяет колёсам блокироваться. Но иногда блокировка необходима. Например, если внезапно образовался занос, и машину раскручивает поперёк трассы.
Если не делать никаких попыток, через секунду сцепление возобновится, и колёса потащат машину с трассы. Краткая блокировка может притушить частоту вращения, а долгая побудит к вращению машину, не меняя уже заданного направления. Иначе говоря, автомобиль с заблокированными колёсами будет крутиться вокруг собственной оси, да ещё и в прямолинейном движении на дороге.
Методы вождения с использованием, и без использования антиблокировочной тормозной системы автомобиля, существенно различаются. Когда превышается сила на педали — система поможет. Бывает, что в острой ситуации водитель придаёт педали усилие до 50 кгс, при этом необходимое усилие для блокировки составляет 5-8 кгс. При использовании электронных устройств, усилие будет нормализовано. При этом в машине с АБС следует резко нажимать на педаль тормоза, а не плавно.
Таким образом, если выбирать — покупать ли автомобиль с этой системой или без неё, не стоит покупать более дешёвую модель. У машин с электроникой педаль тормоза весьма чувствительна. Умышленно, дабы предел блокировки превышался уже при малых усилиях на педали. Приобретя такой автомобиль, вы непременно станете блокировать колёса в острых случаях.
Итак, сегодняшние антиблокировочные устройства, по всем статьям, побеждают даже водителя-профессионала в большинстве случаев. Они берегут нас от аварий, но сковывают способы их преодоления. При торможении во время поворота немного выравнивают линию движения, не любят резкого дерганья руля и скользких дорог.