Некачественные колодки способны проделать в тормозном диске глубокие канавы. Колодка состоит из каркаса и фрикционной накладки. Тормозные колодки различаются в первую очередь по материалу фрикционных накладок. Именно эти накладки и осуществляют самоторможение. Каждая фирма, производящая фрикционные накладки, применяет смеси своей рецептуры. В состав такой смеси входит 15 и более компонентов. При изменении процента того или иного компонента существенно изменятся и свойства тормозных накладок. Основой фрикционной смеси является армирующий компонент. От него зависит и прочность, и термостойкость, и даже стабильность тормозных свойств самого изделия. Выделяют асбестовые, безасбестовые и органические компоненты. Смесь всех компонентов засыпается в формы и прессуется. Прессование осуществляется двумя способами - горячим и холодным. При горячем прессовании улучшаются эксплуатационные свойства изделия. Далее поверхности шлифуются и проходят контроль.
1. Асбестовые компоненты
Здесь в качестве армирующего элемента применяют асбест. Вредность асбеста давно известна. Менять асбестосодержащие тормозные колодки нужно осторожно, защищая органы дыхания и зрения.
2. Безасбестовые компоненты
Роль армирующего компонента здесь выполняют иные составляющие. К ним относится стальная вата, либо медная или латунная стружка, а также разные полимерные композиции и т. д. Для производства дешевых колодок применяют смесь неорганических и органических волокон. При производстве же дорогих колодок производители могут использовать гранулы искусственного графита, мягких металлов, карбоновые волокна. Этим они увеличивают термическую стабильность фрикционного материала.
3. Органические компоненты
Самые современные фрикционные материалы выполнены на основе органических волокон. Такие колодки обладают хорошими тормозными свойствами. Стоимость таких колодок велика.
Нагрузка на передние и задние тормозные колодки
Колодки должны охлаждаться. Но они не должны пропускать через себя тепло. При нагревании колодок произойдет нагрев рабочих тормозных цилиндров, тормозной жидкости. Как только тормозная жидкость закипит, тормоза прекратят выполнять свою функцию. Поэтому нужно обеспечить тепловой барьер. Во время торможения на передние тормозные колодки приходится основная нагрузка. Степень износа передних и задних тормозных колодок не совпадает. На передние и задние тормозные колодки можно установить специальные устройства, которые будут предупреждать об износе. Такие устройства бывают механические и электронные. При установке механического устройства при износе слышен неприятный скрип. При установке электронного устройства в случае износа тормозной колодки зажигается специальный индикатор на панели приборов. При замене тормозных колодок меняйте колодки попарно на обоих колесах. В противном случае новые колодки и уже износившиеся колодки по-разному станут тормозить колеса.
Безопасность
Фрикционная накладка является важной частью тормозной колодки. Задача ее состоит в обеспечении процесса торможения. Характеристикой, отображающей качество торможения, является коэффициент трения. Изготовители стремятся приблизить коэффициент трения к константе. Однако задача эта нелегкая. Современные тормозные накладки имеют коэффициент трения 0,35-0,45. Более низкий, как и более высокий показатели говорят о небезопасности процесса торможения. При более низком коэффициенте трения фрикционные свойства приведут к увеличению времени торможения, а значит и самого тормозного пути. А это отрицательно сказывается на безопасности. При более высоких показателях с момента торможения до блокировки колес сужается диапазон воздействия на педаль. Блокировка приведет к скольжению или юзу.
В чем причина скрипа тормозных колодок?
Иногда даже на новом автомобиле можно услышать скрип тормозных колодок. Звук этот просто раздражает водителя. Основной причиной появления скрипа является некачественный материал тормозных колодок. Другая причина может быть в несоответствии дисков с тормозными колодками. Разные производители применяют разные материалы. А такой материал может быть совсем несовместимым с материалом диска. Еще одной причиной появления скрипа может быть обычная приработка новых колодок. В таком случае скрип быстро пройдет. Нужно удалить притирочный слой. Для этого нужно разогнать автомобиль и резко затормозить. Проделать такое нужно несколько раз. Колодки разогреваются до максимальной температуры, а лишние примеси выгорают. Если внутрь колодок попала вода или колодки загрязнены, то их нужно прочистить. Ну и конечно если у Вас на колодках установлены индикаторы износа, то они будут издавать скрип, который говорит об изношенности колодок. Пришло время менять изношенные колодки.
Итак, в своей статье «Для чего нужны тормозные колодки» мы обратили Ваше внимание на то, насколько важно следить за состоянием тормозных колодок. Только исправность каждого узла тормозной системы может гарантировать безопасность при торможении.