Для нормальной эксплуатации автомобиля система охлаждения должна работать исправно, т.к. при работе двигателя его температура поднимается более 2000 градусов (в среднем до 800-9000С). Если не отводить от него тепло, то Вам придется раскошелиться на капитальный ремонт. Система охлаждения отводит излишнее тепло от двигателя и ускоряет его прогрев. Подробнее, устройство системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, будет рассмотрено в этой публикации.
Для удобства пользованием автомобиля на приборной панели имеется указатель уровня охлаждения. Рабочей температурой автомобиля является 80-900С.
Система охлаждения включает в себя:
- Рубашки охлаждения, которые состоят из множества каналов, которые пропускают через себя охлаждающую жидкость. Они забирают практически все тепло двигателя. Достаточно просты в управлении, но имеющие недостаток – маленькая теплоемкость воздуха, не позволяющая равномерно распределять тепло.
- Центробежные насосы – перемещает жидкость по рубашке охлаждения двигателя. Приводиться в действие ременной передачей.
- Термостат, который оптимизирует тепловой режим двигателя. В системе охлаждения температура поднимается до 80-850С за счет открытия крышки термостата и жидкости, которую она пускает в радиатор для охлаждения. Если же температура достигает критического показателя (красное поле), то крышка термостата открывается полностью для полнейшего охлаждения жидкости.
- Радиатор, охлаждает проходящие через него жидкости с помощью потока воздуха, создаваемые с помощью вентилятора или движении авто. В радиаторе площадь поверхности охлаждения велика, т.к. он имеет множество трубок и «перепонок». За счет такой поверхности и происходит более быстрое охлаждение. Есть тому пример – радиаторные батареи в Вашем доме. Они имеют своеобразную форму, благодаря которой увеличивается площадь нагрева, именно поэтому у Вас тепло.
- Расширительный бачок компенсирует изменение объема и давления охлаждающей жидкости.
- Вентилятор - увеличивает поток холодного воздуха и создает поток воздуха для стоящего автомобиля с работающим двигателем. Существует 2 типа: постоянно включенный и электро-вентилятор (включается при приближении температуры к 1000С)
- Патрубки и шланги соединяют все части системы охлаждения.
- Отопитель салона – отапливает салон Вашего автомобиля, нагревая воздух и подавая его внутрь салона. Данную температуру может регулировать сам водитель, добавляя или уменьшая поток жидкости.
Типы систем охлаждения
- Воздушное охлаждение
Холодный воздух забирает большую часть тепла двигателя, тем самым не давая ему перегреваться. При его создании было учтено, что владельцам самим придется менять данную систему охлаждения. Преимущества: такую систему можно использовать в достаточно суровых условиях зимы; простота конструкции и малая масса агрегата. Минус: перегрев двигателя в жаркую погоду.
- Жидкостное охлаждение
Двигатель внутреннего сгорания охлаждается жидкостью, которая в дальнейшем возвращается в расширительный бачок. Недостаток: жидкость не успевает охладиться. Система охлаждения очень старая и на сегодняшний день ее не использует в качестве системы охлаждения. Данный вид охлаждения двигателя использует в кораблестроении, ведь за бортом полным-полно жидкости, чтобы охладить двигатель.
- Подвод системы охлаждения – испарительная система охлаждения
Доводит температуру охлаждающей жидкости (воды) выше положенного (85-900С), в результате чего от тепло-нагруженных двигателей отводится большое количество тепла. Тут же, пар конденсируется в жидкость внутри радиатора, и возвращается обратно.
Использовались в авиастроении в 30-х годах XX века.
- Гибридный тип охлаждения
Сочетание воздушной и жидкостной систем охлаждения: тепло отводиться жидкостью, охлаждается в радиаторе воздухом. Используется на всех современных авто. Сама охлаждающая жидкость охлаждает цилиндры двигателя, затем сама остывает в радиаторе. Циркулирую 2 круга жидкости:
- большой круг – берет в себя блок двигателя, радиаторы и водяные насосы, термостаты.
- малый круг – состоит из блока двигателя, водяного насоса и термостата. Вводит двигатель в эффективный тепловой режим.
Количество между кругами регулируются термостатом.
Система гибридного охлаждения состоит из следующих элементов:
- Двойные стенки цилиндров. Свободное пространство между ними заполняется охлаждающей жидкостью (антифризом, водой ТОСОЛом);
- Трубопроводы, которые соединяют двигатель с радиатором;
- Насос центробежного типа – циркулирует охлаждающую жидкость в системе;
- Вентилятор, который обеспечивает прокачку воздуха;
- Радиатор, включающий в себя трубки и полости.
- В качестве охлаждающей жидкости используют ТОСОЛ А-40М, антифриз и воду.
Антифриз и тосол используются в частности в холодное время года, т.к. они замерзают при более низких температурах. Воду же используют в теплое время года, т.к. использовать ее зимой невозможно – вода замерзает при температуре уже равной 00С.
Антифриз представляет собой смесь дистиллированной воды (31%) и этиленгликоля (65%), антикоррозийные прибавки (4%), не дающие ржавчине образоваться на стенках системы охлаждения. Прозрачная жидкость красного цвета.
Чем больше антифриз включает в себя соли, тем замерзает при более низкой температуре, маневрируя в диапазоне от -250С до 650С. Чтобы уменьшить содержание соли в антифризе его разбавляют дистиллированной водой. Можно использовать и не дистиллированную воду, но она приведет к образованию ржавчины на стенках двигателя.
ТОСОЛ состоит из моноэтиленгликоля, дистиллированной воды и антикоррозионных составляющих. Представляет собой однородную прозрачную жидкость без механических примесей. Обычно синего цвета. На вкус должен быть сладковатый. Если же он будет соленым, то разъест радиатор печки и радиатор охлаждения, в результате чего Вам придется полностью их заменить.