Если вы решили подготовить свой внедорожник для того, чтобы отправиться на нем в дальний путь, нужно учесть все до мелочи. Ведь вам, возможно, предстоит долгое путешествие по горам, степям, пустыням, лесам и т.д. А это дело непростое. Поэтому экспедиционному тюнингу внедорожников уделялось и уделяется так много внимания. Выбирать себе машину для такого похода нужно основательно.
Самыми популярными моделями для дальних путешествий являются Land Rover Defender 110 и Mitsubishi Pajero 2. В нашей статье мы рассмотрим экспедиционный тюнинг Mitsubishi Pajero 2.
На самом деле, подготовка внедорожника к путешествию – это больше, чем тюнинг. Это усиление конструкции и много продуманных мелочей, которые могут впоследствии пригодиться. Причем, внешне автомобиль Mitsubishi Pajero 2 может выглядеть почти что таким же, каким и был до переделки. Например, усиление бампера не трогает его внешнего облика, небольшой кенгурятник спереди может вовсе не привлекать взгляд. А ведь это немаловажная деталь для экспедиционного авто. Например, чтобы не напороться в тундре на стадо оленей, или на Фарерских островах на стадо овец и т.д. Как вы уже догадались, эти животные правил дорожного движения не изучали, поэтому «дорогу переходят» как хотят.
В качестве летних шин очень были выбраны BF Goodrich А/Т, диаметром 31,8 дюйма (что мало отличается от заводского варианта). Эти шины являются одними из самых износостойких, на них можно пройти более сотни километров без потерь. В любом случае, остановиться нужно именно на покрышках класса All Terrain. Это настоящие внедорожные покрышки, способные с легкостью преодолевать как асфальтную поверхность, так и камни, пески пустыни и т.д. Если же вам попадется мягкое покрытие, то нужно будет просто стравить давление – и вопрос решен. Ну а если вы все-таки застрянете где-нибудь, нужно подготовить на авто площадку для лебедки. Лебедка выручит в такой ситуации (при наличии пары удлинителей).
Что касается дисков, то от заводских мы отказались, а выбрали более надежные, которые превосходят их в толщине на три миллиметра. Такие диски плюс усиленная подвеска – гарантия того, что вы сможете выбраться даже с самой ужасной дороги, сплошь покрытой выбоинами.
Еще один нюанс экспедиционного тюнинга – дополнительная запаска. Та, что крепится не сзади, а спереди. Конечно, поначалу непривычно, немного мешает. Но это дело наживное, через пару километров перестаешь ее замечать. А без второй запаски просто не обойтись в экспедиции. Ведь вы можете оказаться на любом покрытии и истратить свои покрышки довольно быстро – прокол, порез, разрыв и т.д. От этого никто не застрахован, особенно, на бездорожье. И никто не гарантирует вам, что рядом обязательно окажется пункт шиномонтажа. Единственный выход – запаска спереди, потому что больше места для нее нигде не найти.
В качестве зимней резины отлично подойдет Hakkapeliitta 2, которая непременно должна быть шипованной. Как на летней, так и на зимней резине лучше установить камеры, чтобы сделать ее более надежной. Да и отремонтировать потом будет куда проще. Особенно важно иметь такую резину, если вы собираетесь путешествовать по холоду. При очень низких температурах с резиной могут произойти фатальные вещи. Сколько было случаев, когда от мороза спускало все четыре колеса из-за образования зазоров на бескамерной резине. Баллоны могут просто замерзнуть при первой же остановке, и тогда вам придется тащиться потом по холоду порядка пяти километров в медленном темпе, иначе можно их повредить.
Теперь что касается тюнинга фар Mitsubishi Pajero 2. Это тоже вопрос очень важный, так как видимость должна быть обеспечена максимально хорошая в любых условиях. Один из самых бюджетных вариантов, вы бранных по принципу «дешево и сердито» - это ксеноновая оптика, вмонтированная в фары от танка. Причем, при всей кажущейся простоте решения, освещение оказалось действительно неплохим. У танковых фар есть важное преимущество – их корпуса защищены от влаги и очень крепки.
Что касается защиты фар, то это будет актуальным только в лесной полосе. Так что если вы собираетесь в глубь России-матушки или в дикие джунгли Бразилии, то этот вопрос нужно продумать. А так – нет никакой необходимости.
Хороший свет особенно важен при езде по зимникам. Здесь все на грани – съедешь с колеи и рухнешь в сугроб. Поэтому опытные путешественники передвигаются по таким местам исключительно ночью. При свете фар колея видна гораздо лучше.
Конечно, в путешествии одна из самых нужных вещей – это дополнительный багажник на крыше автомобиля. Правда, он прибавляет автомобилю массы и создает эффект паруса, что заставляет авто расходовать больше топлива. Однако, все же без него не обойтись. Все вещи, которые имеют маленький вес, но большие габариты, нужно складывать именно туда, наверх, чтобы они не отнимали пространство и салона. К тому же, предметы первой необходимости всегда должны быть под рукой, и там им самое место. Например, очень удобно положить в верхний багажник теплую одежду и обувь, некоторые виды запчастей (фильтры, войлочный или брезентовый утеплитель для движка, канистры с маслом), кухонные принадлежности, какую-то еду (в основном, замороженную, если дело касается зимы).
Туда же можно поместить большую жесткую сцепку. И лучше выбрать такую, которая годна для камазовского фаркопа. Ибо обычная буксирная стропа не спасет вас в лютый мороз и при переставшем работать движке. И тогда вы попадете в не лучшую ситуацию, когда рель невозможно будет сдвинуть с места, тормозная система выйдет из строя, а в салоне авто будет жуткий холод.
Верхний багажник можно использовать не только по прямому назначению. Если вы, например, захотите полюбоваться красотами природы или строений в какой-нибудь экзотической стране, то можно использовать его как смотровую площадку. Заберетесь наверх - и перед вами откроется чудесный вид.
Теперь поговорим о самом важном в экспедиционном тюнинге – всевозможных способах усиления кузова и защиты автомобиля от суровых условий. Заднюю запаску лучше убрать с двери, а расположить на более мощной «калитке». Пороги обязательно нуждаются в усилении. Необходимо также защитить рулевую тягу и редуктор переднего моста. Такая защита может спасти даже от самого сильного столкновения. Переднюю рулевую тягу можно усилить.
Межколесные дифференциалы лучше поменять на более надежные и крепкие. Кроме того, они должны быть с системой блокировки обязательно. Без нее будет трудно кататься по бездорожью, особенно в сложнопроходимых участках. Да и с блокировкой автомобиль станет намного более надежным. В экстремальной ситуации можно будет заблокировать один из дифференциалов и проехать на трех колесах до ближайшего пункта обслуживания. Правда, сильные холода негативно влияют на систему блокировки, да и на трубки пневматических приводов тоже.
В экспедиционном тюнинге Mitsubishi Pajero 2 основная ставка должна быть сделана на надежность автомобиля. Не стоит делать на экспедиционном автомобиле неоправданных этим качеством «наворотов» вроде электростеклоподъемников (которые в какой-то прекрасный момент могут не сработать) или центрального замка (по той же причине).
Аккумулятор на такой машине должен быть только кислотный. Если гелевая батарея сядет, то может возникнуть серьезная проблема. При прикуривании она заберет весь заряд на себя, а стартер останется без энергии. Завести машину вы не сможете.
А вот амортизаторы можно оставить и заводские, они вполне годятся. В любом случае одна экспедиция – и они пойдут на выброс, так что не стоит тратить лишни деньги на усиленные амортизаторы.
Бортовой компьютер – еще одна важная часть. Но тут нужно проявить изобретательность. Мы установили стандартный системник от обычного персонального компьютера и монитор диагональю 17 дюймов, взяли стандартную клавиатуру и мышь. Просто нужно найти место для винчестера (в данном случае, он болтается на резинках). Это на тот случай, если винчестер не выдержит холодов или просто «заглючит», чтобы можно было без труда вставить новый.
Есть у Mitsubishi Pajero 2 серьезная недоработка – плохой обогрев салона. И здесь также нужно что-то придумывать, иначе вы рискуете замерзнуть. Для примера можно сделать три обогревателя: предпусковой подогрев движка, автономное отопление для салона и запасное отопление. Этих источников тепла будет вполне достаточно даже для самых сильных холодов. Очень важно иметь отдельный бак для системы отопления в салоне. Бывают ситуации, когда солярка в основном баке просто замерзает, а подогрев салона просто необходим. Такая система будет работать до того, пока аккумулятор не выйдет из строя.
Один маленький секретик – не нужно делать забор воздуха для подогревателей с внешней стороны. Если вы попадете на сильный холод, то обогреватели салона, которые будут подпитываться воздухом из атмосферы, сломаются. Лучше обеспечить им доступ воздуха прямо из салона.
Нужно позаботиться и о том, чтобы постоянно подогревалась топливная магистраль. Лучше подводить провода, имеющие матерчатую оплетку, чтобы защитить систему от холода.
Очень важно перед путешествием грамотно организовать пространство в салоне автомобиля. В путешествие берется очень много вещей, которые многие зачастую просто сваливают друг на друга в салонный багажник. Небольшая кочка – и все эти вещи пытаются упасть на пассажиров и на водителя.
Для связи в путешествии лучше использовать УКВ, а не СВ. У нее больше дальность и она более надежна. Правда, и стоит больше, но ради этого стоит раскошелиться.