Всем владельцам «классики» знакомо неприятное свойство данного семейства автомобилей – повышенный крен при повороте. Также немало неудобств доставляет вялая реакция машины на руль при движении прямо. Так уж вышло, что конструктивно предусмотренный стабилизатор поперечной устойчивости торсионного типа, специально предназначенный для решения этих проблем, не способен справиться с поставленной задачей на все сто процентов.
В статье «тюнинг ВАЗ 2106: двойной стабилизатор» мы попытаемся исправить сложившуюся ситуацию.
Результатом установки двойного стабилизатора должно явиться значительное уменьшение углов крена автомобиля при прохождении поворотов, ускоренная реакция автомобиля ВАЗ 2106 на «подруливание». Также, двойной стабилизатор должен в значительной степени повысить эффективность работы подвески при преодолении неровностей дороги.
Сама по себе, операция установки двойного стабилизатора на автомобиль ВАЗ 2106 не сложная, и может быть выполнена автолюбителем самостоятельно. Собственно говоря, основная работа будет заключаться в выполнении монтажа – демонтажа стабилизатора.
Расходы на приобретение запасных частей не будут слишком обременительны для вашего бюджета, зато эффект, произведенный выполнением столь незамысловатых работ, превзойдет самые смелые ожидания. Не нужно бояться того, что установка двойного стабилизатора превратит ваш автомобиль ВАЗ 2106 в «табуретку». Увеличение жесткости подвески никак не скажется на мягкости хода машины, наоборот, те неровности, которые раньше сотрясали всю машину, теперь окажутся незамеченными. Любителей спортивного стиля вождения порадует ускоренная реакция автомобиля на «подруливание» и «строгость» при входе в повороты.
Перед тем, как начать работы по тюнингу ВАЗ 2106, необходимо позаботиться о приобретении необходимых запасных частей, приспособлений и расходных материалов, чтобы во время ремонта вас ничто не отвлекало от работы. Для удобства приведу номера запасных частей по каталогу ВАЗ и их примерную стоимость:
- ВАЗ-2101-2906010 Передний стабилизатор с домиком креплений. Цена от 180 до 250 рублей.
- ВАЗ-2110-2906050 Стойка стабилизатора ВАЗ-2110 (так называемые яйца). Понадобятся 4 штуки. Цена от 50 до 80 рублей за штуку.
- ВАЗ-2121-2906040 Подушка стабилизатора ВАЗ-2121. Цена около 15 рублей.
Для выполнения работ также понадобится болгарка и электросварка.
Приступаем непосредственно к работе по тюнингу ВАЗ 2106.
Для начала необходимо решить вопрос крепления штатного и приобретенного стабилизаторов друг к другу. Решать проблему будем с помощью кронштейнов. Для их изготовления вытаскиваем резиновые втулки из стоек стабилизатора ВАЗ-2110 (вытаскивать следует втулки без металлической трубки). Для этой цели используем усиленную плоскую отвертку. Для облегчения выполнения операции отвертку лучше смочить ВД-40, при отсутствии «вэдэшки» – любым скользким веществом, вплоть до обычного средства для мытья посуды.
Зажав стойку в тиски, вставляем отвертку между резиновой втулкой и металлической частью. При появлении конца отвертки с обратной стороны стойки, легким нажатием на ручку отвертки вытаскиваем втулку. Далее отрезаем кольцо, воспользовавшись для этого болгаркой, после чего свариваем кольца попарно, в виде восьмерки. Операция достаточно ответственная, так как существует опасность пережечь металл. Это связано с тем, что толщина металла довольно мала. Деталь очень ответственная, в процессе эксплуатации испытывает довольно значительные нагрузки. Поэтому любой промах чреват непредсказуемыми последствиями.
Даем детали остыть и окрашиваем.
Теперь, предварительно смазав, запрессовываем ранее снятые нами резиновые втулки на штатные места.
Купленный для проведения тюнинга стабилизатор укорачиваем, отрезав с каждой стороны по 7 – 8 сантиметров. Для того, чтобы в дальнейшем было удобней натягивать на стабилизатор подушки, а также с целью исключения возможности травмы, места среза обрабатываем на наждаке.
Далее снимаем крепления с лонжерона. По выполнении этой операции получаем «голый», обрезанный с двух сторон стабилизатор.
Приступаем к демонтажу штатного стабилизатора. Данная работа не терпит спешки. Если возраст вашей машины старше, чем 3 – 4 года, операцию по отворачиванию гаек со шпилек, удерживающих кронштейны, нужно выполнять с особенной осторожностью, с использованием ВД-40, так как достаточно довольно небольшого усилия для того, чтобы эти шпильки отломить. Облом шпилек значительно прибавит вам работы, их придётся высверливать и производить крепёж стабилизатора при помощи длинных болтов.
Заранее приобретенные подушки стабилизатора от ВАЗ-2121 запрессовываем на «десяточный» стабилизатор (тот, который мы обрезали) до места его крепления к лонжерону, и, совместив, устанавливаем подушки в крепления штатного стабилизатора. Используя смазку, на стабилизаторы насаживаем подсохшие к этому времени кронштейны.
На этом сборка двойного стабилизатора завершена, можно устанавливать. При установке, скорее всего, столкнетесь с тем, что лонжерон будет мешать стабилизатору. Решить проблему можно, подрезав мешающую часть лонжерона или примяв его с помощью кувалды.
Приведенный выше способ крепления не является единственным. Несколько лет назад я уже описывал не нескольких форумах еще один способ установки
Привожу сокращенный вариант статьи по «тюнингу ВАЗ 2106: двойной стабилизатор»:
Выполняем работы по снятию штатного стабилизатора, меняем выслужившие установленные сроки резиновые втулки рычагов и «домиков». «Десяточный» стабилизатор укорачиваем на 7 – 8 сантиметров с каждой стороны (в первый раз я попытался отрезать по 10 сантиметров, при повторном замере выяснилось, что коротковато). Если уж совсем лень одолела, места срезов можно не обрабатывать, но лично я не люблю неаккуратно выполненных работ, поэтому снял фаску на наждаке.
Скручиваем «нивовские» кронштейны крепления стабилизатора на рычаге и на лонжероне с помощью гаек. Для исключения опасности их ослабления, не забудьте поставить гроверы. Для того чтобы конструкция, при повороте на максимальный угол, не разрезала колесо, на наждаке придаём ей полукруглую форму.
На «десяточный» стабилизатор надеваем подушки ВАЗ-2121, передвигаем их на места крепления стабилизатора к лонжеронам, и устанавливаем получившуюся конструкцию в штатные «домики». При выполнении этой операции придётся приложить усилия, подушки необходимо плотно загнать в «домик», снаружи должно остаться не более 5 миллиметров (при дальнейшем креплении подушки встанут вплотную к лонжерону). Устанавливаем сдвоенный стабилизатор на место и закрепляем. Производим состыковку стабилизаторов с помощью предварительно обточенных кронштейнов. Работа завершена.
При испытании оказалось, что левое переднее колесо, при повороте на максимальный угол, слегка касается протектором кронштейна. С этой неприятностью можно смириться, учитывая, что колесо в таком положении практически никогда не находится.
Можно, конечно, использовать для состыковки и штатные «домики», предварительно распрямив на них «уши», или состыковать стабилизаторы кронштейном, изготовленным из листовой стали самостоятельно, но смотреться это будет несколько топорно.