Всем понятно, что управлять автомобилем при движении назад очень сложно, так как поведение и траектория движения машины сильно меняются. Сами движения получаются намного резче, а кузов смещается намного сильнее, чем при движении вперёд. В разы увеличивается степень опасности столкновения с движущимся или неподвижным объектом. Особенность такого движения в том, что поворот автомобиля происходит не за счёт рулевого колеса, а смещением задней части кузова. Небольшой пример - при движении вперёд в коридор, ширина которого больше габаритов вашего авто на 20-30 сантиметров, вы проедите легко и уверенно. Но совсем другая по уровню сложности задача - въехать в этот же коридор задним ходом. Вероятность повреждения кузова о стены сразу увеличивается на 70%. Даже небольшое вращение рулевого колеса приведёт к значительным смещениям задней части кузова.
Если перед водителем стоит задача, как правильно совершить поворот задом на автомобиле, ему следует обратить внимание на то, что радиус движения задних колёс будет меньше, чем у передних (поэтому в таких случаях нередки повреждения именно передней части кузова). При движении задом через узкий проём, горизонтальные размеры которого близки к габаритам вашего автомобиля, будьте внимательны - не совершайте резких, даже небольших, манёвров - продолжайте движение только прямо. Допустим, что вам надо объехать какое-либо препятствие (припаркованный рядом автомобиль, дерево, столб, угол строения и т.д.) с левой или правой стороны, двигаясь задом - не начинайте поворот до тех пор, когда заднее колесо не станет вровень с помехой. Начнёте поворот до этого момента - сторона машины начнёт преждевременное сближение с препятствием, возрастает вероятность его задеть.
Продолжив движение после того, как поравнялись с препятствием, вы заметите, что помеха начинает достаточно быстро удаляться из поля зрения, поэтому для продолжения безопасного манёвра можно открыть водительскую дверь (если препятствие находится слева от вас) или попросить кого-нибудь помочь вам завершить манёвр, или остановить машину и самому осмотреть расстояние до помехи.
Следует заметить, что у переднеприводного автомобиля вынос кузова при движении на задней передаче больше, чем у заднеприводного.
Не стоит забывать о том, что при повороте налево задом, смещение передней части автомобиля вправо произойдёт не менее чем на метр, а может, и больше, поэтому важно четко знать, как правильно совершать поворот задом на автомобиле. Осмотритесь, нет ли в зоне выноса передней части кузова помех и препятствий. С такой же осторожностью совершайте поворот задом направо. Существенно облегчить задачу вам поможет ориентация и контроль движения по боковым зеркалам, причём ваше внимание должно быть направлено на зеркало с той стороны, где помеха движению ближе к машине.
Правила дорожного движению рекомендуют при движении на задней передаче в затруднительных случаях прибегать к помощи пассажира или постороннего лица, чтобы исключить наезд на что-то или кого-то.
Предположим, перед вами задача - заехать с открытого пространства в более тесное. Безопасно выполнить такой манёвр позволит заезд передом (к примеру, в гараж), а выезд задом, начиная всякие манёвры вне тесной зоны. Помните, двигаться на задней передаче необходимо медленно и осторожно, обязательно включив соответствующий направлению поворота задней части кузова указатель поворота.
Теперь задача немного другая - паркуемся правой стороной между автомобилями на стоянку задним ходом (левой - точно так же, только в «зеркальном отображении»). К свободному месту для парковки подъезжаем правой стороной автомобиля. Всё внимание - на ближний угол стоящего рядом справа авто (при заезде он окажется справа). Желательно, чтобы этот угол пришёлся на середину правой стороны нашей машины.
Затем выворачиваем рулевое колесо до упора влево, плавно начинаем движение вперёд , не упуская из виду в боковое зеркало этот самый угол. Следующий шаг - выравниваем колёса и начинаем медленно сдавать назад, как только в правом боковом зеркале видим, что приблизились на достаточно безопасное расстояние задним правым колесом к объекту нашего внимания, начинаем, не прекращая движения, выкручивать рулевое колесо немного вправо. Как только мы видим, что угол мы не зацепим, поворачиваем руль вправо до упора, не упуская из вида в левое боковое зеркало противоположный автомобиль. Затем, наблюдая поочерёдно в оба боковых зеркала и зеркало заднего вида, ставим корпус своего авто параллельно боковым автомобилям справа и слева от нас. Всё, парковка на задней передаче выполнена.
Сложность манёвров задним ходом объясняется отсутствием навыков и необходимой тренировки, ведь по статистике, мы движемся назад из маршрута в 100 км в смешанном режиме только 500 метров, а это всего 0,5% от всего пути. Чтобы уверенно водить машину в условиях современного мегаполиса, надо тренироваться манёврам на задней передаче в специально отведённых местах (автодромах, закрытых участках с твёрдым покрытием). Так же облегчить задачу поворачивать задом нам помогут различные электронные приспособления - разнообразные по цене и технической сложности парктроники или видеокамеры обзора заднего плана.
Следует помнить, что движение и поворот задним ходом запрещены ПДД на перекрестках и в местах, где запрещен разворот, а так же на пешеходных переходах.