Одно из главных условий, которое надо учитывать при подготовке шатунов при форсировании двигателя - это их прямизна. Если шатуны будут слегка изогнуты или деформированы, то из-за увеличения трения мощность двигателя будет уменьшаться, так как они будут удерживать поршень двигателя под углом. Не стоит даже сомневаться в необходимости проверки совместимости – эта операция является первоочередной и обязательной при сборке форсированных двигателей.
Кроме уже озвученной проверки на «прямизну» всегда надо проверить большой конец шатуна и размеры отверстия. При необходимости отверстия можно обработать до требуемых размеров. В случае, если сменный шатунный механизм двигателя был подвержен значительным нагрузкам в результате детонации, отверстие в головке шатуна может быть увеличено или деформировано. В случае если подобные дефекты обнаружились, то надо проверить шатун на наличие в нем трещин. Шатуны с большими, деформированными концами приведут к тому, что вкладыши шатунных подшипников провернутся, что приведет к тому, что шатун выйдет из строя.
В случае, когда двигатель работает на высоких оборотах (более 6000 об/мин), то имеет смысл подобрать отверстие с большого конца шатуна так, чтобы его размеры с легкостью укладывались в нижний предел допуска, который оговорен фирмой производителем. Это уменьшит вероятность выхода подшипника из строя и максимально увеличит «обжатие» подшипника. Запомнить надо одно, подшипник в отверстии удерживает только сила трения, а не те язычки, которые выступают на вкладышах подшипника, следовательно, для нормальной работы требуется точный выбор посадки.
В случае если вы хотите, чтобы значения эксплутационных характеристик были на высоком уровне (их может создать высокая степень сжатия), то очень важно пользоваться только лучшими материалами, которые были обработаны на лучшем оборудовании. Если октановое число топлива очень низкое, это может вызвать детонацию, которая, в свою очередь приведет к разрушению вкладышей подшипников.
Деталями, на которые редко обращают внимание, являются болты шатунов, однако они очень важны для надежности подшипников. В случае, если болты растянутся под нагрузкой, то эффект зажима будет уменьшен, шатун в таком случае ослабит захват вкладышей подшипников. Для того чтобы детали у вас работали как можно дольше, мы можем дать вам один простой совет – покупайте качественные и дорогие болты шатунов. Если после разборки проверка обнаружила, что шатун поврежден проворачиванием вкладышей, то ни в коем случае не используйте такой шатун повторно. Так как в отверстии с большей стороны шатуна наверняка будет отклонение в диаметре. Если такое отклонение превышает допустимое (0,02 мм) то вначале стоит отшлифовать его специальным устройством для достижения идеального круга. Однако это скорее исключение, чем правило, так как шатуну редко можно придать однородность с механической точки зрения. «Развертка» или перешлифовка крышки шатуна вызывает напряжения, которые нежелательны для шатунных болтов, подобные напряжения также наблюдаются в углах площадок шатунных болтов. В последствии такие напряжения могут привести к тому, что шатун безвозвратно деформируется. Ни в коем случае не пытайтесь таким способом спасти сразу несколько деталей, особенно когда двигатель форсирован. В случае если вы заметили какой-либо признак неисправности подшипника, идите в магазин и покупайте новый шатун. Восстановленных шатунов стоит избегать, исключение могут составить шатуны, которые были восстановлены в мастерской с хорошей репутацией. А если же у вас нет возможности приобрести хорошо восстановленный шатун, не надо экспериментировать – покупайте новую деталь. Новый шатун лучше приобретать в том случае, когда у вас возникли какие-либо сомнения в работоспособности имеющегося. Зачастую бывает так, что незначительная экономия приводит к серьезным последствиям, к которым в первую очередь можно отнести выход двигателя вашего автомобиля из строя.
Следующим важным аспектом, который надо учитывать при форсировании двигателя – общий вес шатуна. В большинстве моделей шатунов балансировочные подушки находятся на обоих концах шатуна. Подобные подушки можно уменьшать, в результате чего уменьшится и общий вес шатуна. Однако надо убедиться в том, что на подушках осталось достаточное количество материла - это нужно для того чтобы шатун был сбалансирован перед тем, как окончательно собирать механизм. Различными способами можно уменьшить весь шатуна примерно на 10%, это может достигаться посредством: полировки выступающих участков или уменьшением балансирующих подушек. Все это не увеличит мощность двигателя при постоянных оборотах, но реакция на открывание дроссельной заслонки значительно улучшится, т.е разгон автомобиля будет проходить значительно быстрее.
Перед тем как отдавать шатуны на последующую обработку надо проверить всю их поверхность на наличие каких-либо дефектов и трещин. Если обрабатывать шатуны вы намереваетесь довольно серьезно, то подобную проверку надо проводить до и после обработки, это поможет вам выявить возможные трещины вблизи поверхности. Для проведения такой проверки имеется различное оборудование, которое имеется во многих мастерских. Если дефекты небольшие и носят скорее поверхностный характер, их можно обработать простой шлифовальной машиной. При обнаружении серьезных трещин ничего не остается как замена шатуна.
Еще одним важным аспектом является то, что нельзя путать или переворачивать крышки головок. Отверстия для каждого вкладыша в шатуне обрабатываются отдельно. Только подогнанная пара деталей может обеспечить идеальный круг. Для того чтобы не ошибаться, зачастую на шатуне делают пометки, чтобы при сборке понять, откуда была снята деталь.
В заключение хочется сказать, что при смене шатунного механизма двигателя надо учитывать много факторов, пренебрежение любым их них может привести к фатальным последствиям.