Всем нам известно о вечном споре, об антифризе и тосоле. Нестареющая цепочка: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? И ДЛЯ ЧЕГО? Дабы не гадать и не спорить, что лучше заливать в радиатор машины: тосол или антифриз, необходимо просто разобраться.
Антифриз – это соединение, при котором понижается температура воды, иными словами, это охлаждающая жидкость. Антифриз состоит из присадок, которые предохраняют от термохимического разрушения жидкость, и систему охлаждения двигателя от коррозии. На данный момент производится, в основном, жидкость охлаждающая, в основу которой входит этиленгликоль, который вовсе не опасен для людей, если его не принимать вовнутрь. В случае попадания около 50 мл в организм, случаются необратимые последствия. Это ужасно токсичный яд, и с ним необходимо быть аккуратным, поскольку он отравляет все вокруг. Редко встречается антифриз, в основу которого входит пропилен-гликоль, но он мало распространенный из-за больших затрат в производстве. Пропилен-гликолевые и этилен-гликолевые жидкости между собой не совместимы. Антифриз существует на рынке еще со времен СССР, и был выпущен отделом Технологии Органического Синтеза. Тогда возникает следующий вопрос. А что такое тосол?
Тосол – это торговая марка антифриза, и так в наше время называют любую охлаждающую незамерзающую жидкость. Он предназначен для охлаждения двигателей в различных температурных рамках. Это значит, что система охлаждения не замерзает зимой, и не вскипает летом. В основу тосола также входит этиленгликоль. Тосол бывает красный, голубой, зеленый или бесцветный. Цвет нужен, чтобы без проблем определять уровень тосола в расширительном бачке. Также для различия подтеков тосола и других жидкостей, которые эксплуатируются для работы двигателя, и, конечно же, чтобы не путать разные марки. Цвет придают различные красители.
И все же, антифриз и тосол различны по своему составу и по эксплуатационным характеристикам. Тосол является более агрессивным по отношению к системе охлаждения, по причине того, что в состав входит силикат, который осаждается на стенках каналов и защищает их от коррозии. А вот антифриз не так агрессивен, и, соответственно, силиката не содержит. Поэтому смешивать эти две жидкости, или заменять одну на другую, без промывки системы охлаждения, нельзя. Такие действия могут привести к коррозии или к появлению осадка, который забивает каналы.
В двигателе внутреннего сгорания перегорает топливная смесь при температуре около 2000°C, это касается и дизельных автомобилей. Детали двигателя без охлаждения могут нагреваться до такой температуры, которая существенно превышает температуру воспламенения масла. Помимо этого, уменьшаются тепловые зазоры, в результате чего изнашиваются детали, и увеличивается сила трения, следовательно, масло коксуется и откладывается нагар. Но и чрезмерное охлаждение также не желательно. Так как вязкость масла изменяется, в итоге быстрее изнашиваются детали, снижается экономичность и мощность двигателя. Независимо от температуры воздуха и от нагрузок двигателя, тепловой режим в идеале должен не превышать 85—95°С. Неполадки в системе охлаждения способствуют поломке двигателя.
Как и когда менять тосол, должно быть известно каждому автомобилисту. Тосол меняется с промывкой и без нее. Меняется тосол в три этапа – слить старую жидкость, промыть всю систему, и залить новую.
Для качественного слива рекомендуется поставить автомобиль так, чтобы передняя часть была ниже задней. Процедуру замены необходимо делать в тепле. Своевременная замена увеличивает срок эксплуатации двигателя.
Срок годности антифриза зависит от производителя, если это русский антифриз, то он прослужит 2 года, а если импортный, то 3-4 года, но не больше пяти лет. В случае отсутствия подтеков радиатора и перегрева двигателя, антифриз не мешало б поменять после окончания срока эксплуатации. Хотя, один раз в полгода его следует слить, и посмотреть на внешний вид, наличие осадков и коррозии. Еще одна причина, по которой нужно производить замену, это когда цвет изменился на рыжий, а раствор поменял свою консистенцию и запах.
Если уже пора менять тосол, достаточно систему промыть один раз дистиллированной водой до тех пор, пока не увидите, что вода вытекает чистой. Но систему очистить полностью удается не всегда. Для положительного результата необходимо использовать самый эффективный промывочный состав. Если после мойки система осталась загрязненной, то необходимо провести процедуру повторно с иным средством.
Перед заменой тосола надо подождать, пока остынет двигатель, открыть бачок, и установить на максимум кран печки, а затем потихоньку открутить винт рубашки и кран радиатора. Если винт выкручен до упора, то отработанный тосол будет сливаться небольшой струёй. После того, как старая жидкость будет слита, требуется закрутить пробки или закрепить снятый шланг.
Промывка происходит следующим образом. В расширительный бачок заливаем воду тоненькой струйкой, для того чтобы не образовывались воздушные пробки и воздух нормально выходил из каналов. Воду необходимо лить до тех пор, пока система не будет полностью заполнена. Потом закрываем пробку и запускаем силовой агрегат, чтобы проработать помпу. В конце снимаем нижний патрубок и сливаем воду. Если слитая жидкость сильно загрязнённая, значит, для промывки системы требуется больше времени. В завершение, в систему заливается свежий тосол, закручивается хомут, и на протяжении двадцати минут прогревается двигатель. Если в бачке после прогрева не появились отложения, будьте уверены, что замена прошла удачно.
При покупке какой-либо охлаждающей жидкости, обращайте внимание на производителей. Если у вас нет хорошего антифриза, в радиатор машины всегда можно долить воды. Но ездить так можно не долго. Однако следует запомнить раз и навсегда, что даже маленькое количество воды, долитое в тосол, может разрушить защитную пленку присадок. Антикоррозийная пленка в таком случае разрушается, и металл коррозирует намного активнее, чем от простой воды. Страдает вся система охлаждения, и в первую очередь, помпа. Итак, запомните, тосол разводить водой нельзя.
Имейте в виду, что помимо готового антифриза, в продаже имеется антифриз-концентрат. Перед тем, как залить его в радиатор машины, концентрат необходимо разбавить водой, потому как концентрат не предназначен для использования. Из него готовят охлаждающую незамерзающую жидкость с разной температурой замерзания. Так как антифриз-концентрат состоит из 100% этиленгликоля и концентрированных присадок, разбавлять его лучше дистиллированной водой. Это будет вам служить стопроцентной гарантией, что осадок не выпадет ни при эксплуатации, ни при разбавлении. Если вы решились разбавить концентрат простой водой, то не спешите заливать его в радиатор. Пускай пару дней постоит, и если не появится никакого помутнения или осадка, только тогда можете его использовать.