Все автомобили, производимые в цивилизованных странах, оснащаются каталитическими нейтрализаторами. Устанавливают каталитические нейтрализаторы для снижения уровня содержания вредных веществ в выхлопных газах. Ведь, как известно, при работе двигателя автомобиля происходит образование большого количества вредных соединений, которые при попадании в атмосферу наносят вред здоровью человека и окружающей среде. Срок их службы зависит от условий, при которых осуществляется эксплуатация самого автомобиля. Из данной публикации можно узнать причины выхода из строя катализатора.
Рассмотрим назначение и конструкцию катализатора.
Известно, что автомобиль является одним из основных источников загрязнения воздуха. Половина всех оксидов азота выбрасывается в атмосферу при сжигании топливно-воздушной смеси в двигателе автомобиля. Для того чтобы вред, наносимый экологии посредством автомобилей, стал менее угрожающим, в выпускную систему устанавливают нейтрализатор.
Само по себе название говорит о том, что его предназначение заключается в нейтрализации вредных веществ выхлопа, точнее, в преобразовании окиси углерода в углекислый газ, углеводородов - в воду и углекислый газ, а оксиды азота преобразуются в воду и азот.
Внутри корпуса располагается устройство, напоминающее прямоугольную коробку. Она имеет сотовую структуру. Катализатором служит специальный сплав, который покрывает площадь поверхности данного монолита. Как правило, сплавы содержат платину, родий и палладий. При температуре 2700С происходит каталитическая реакция. При этом вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах, преобразуются в безвредные, или менее безопасные соединения, образуются вода, углекислый газ и азот. Вода и азот входят в состав воздуха, а содержание углекислого газа не превышает норм. В конце концов, все живые существа выделяют углекислый газ. Но это количество не наносит вреда окружающей среде.
Изначальными нормами токсинов, содержащихся в выхлопе, были стандарты Евро - 0, 1, 2, 3. В наши дни стандарт ужесточён, и установлен Евро 4. Он подразумевает более низкое содержание вредных веществ в выхлопных газах. Стандарт Евро 4 предусматривает снижение содержания вредных веществ в выхлопе в 7-10 раз, по сравнению с предыдущими стандартами.
Выхлоп без катализатора значительно вреднее, чем выхлоп иномарки с соответствующим выбросом стандарта Евро 4. При стандарте Евро 0, в режиме прогрева двигателя выбрасывается около 280 токсичных веществ. Среди них оксиды меди, цинка, кадмия, хрома и других не менее вредных оксидов. Как известно, оксиды это вредные соединения, если это оксиды металлов, то их влияние ещё негативнее.
Изначально нейтрализаторы устанавливались одно-секционные и оснащались двумя компонентами. Они способствовали уменьшению лишь СО и СН. Родий является третьим компонентом в современных, трёхкомпонентных двухсекционных нейтрализаторах. Родий преобразует окислы азота в азот.
Самым эффективным нейтрализатором является трёхкомпонентный двухсекционный каталитический нейтрализатор, оснащённый кислородным датчиком. Этот датчик отслеживает количество свободного кислорода в выхлопе и подаёт сигнал для обогащения или обеднения смеси. Оснащение катализатором ведёт к 5-10% потери мощности двигателя (зависит от соответствия нормам).
Качество используемого топлива и исправность систем зажигания и питания влияют на срок службы катализатора. Качественная служба катализатора рассчитана на 150 км.
Как же определить, что катализатор необходимо заменить?
- Горячий двигатель начинает хуже запускаться, а при переходе с холостых оборотов на полный ход происходит недостаточно быстрое набирание оборотов. Если вы заметили эти признаки, то, скорее, это причина износа катализатора.
- Двигатель не запускается, из выхлопной трубы не выходят отработанные газы, значит, катализатор пора менять.
- Стоит проверить уровень СО в выхлопе, давление в выпускном коллекторе и отсоединение приёмной трубы от системы выпуска.
Теперь рассмотрим причины, которые приводят к выходу из строя каталитического нейтрализатора. Таких причин может быть несколько:
- Механические повреждения, повлекшие за собой разрушение керамической сердцевины (при ударе).
- Использование некачественного топлива или отклонения в составе воздушно-топливной смеси. При использовании топлива с увеличенным содержанием железа, металлические частицы приводят к прекращению реакции нейтрализации (эти частицы покрывают рабочую часть нейтрализатора).
- Повышенное содержание углеводородов в выхлопных газах (не отрегулированный двигатель) и обеднённая до предела смесь ведут к значительному сокращению срока службы нейтрализатора. Практически уничтожают его.
- Проникновение масла в выпускной тракт приводит к запеканию этого масла на рабочей поверхности.
- Если для запуска двигателя автомобиль толкают или тянут на буксире, велика вероятность попадания не сгоревшего топлива. При этом произойдёт нежелательная химическая реакция, которая может привести к взрыву.
- Также пагубно влияет контакт с холодной водой. При преодолении водной преграды холодная вода может попасть на раскалённый до 9000С корпус.
- Специалистами СТО замечено, что при использовании топлива с большим содержанием присадок, способствующих повышению температуры отработанных газов, приводит к оплавлению сот нейтрализатора и выходу его из строя.
Решить эту проблему можно двумя способами:
- Купить и установить новый узел с каталитическим нейтрализатором. Вы скажете это дорого? Но зато в дальнейшем не будет никаких дополнительных проблем. Да и загрязнение атмосферы будет на низком уровне.
- Можно выбить старый элемент. Это повлечёт за собой нежелательные последствия:
- Повышение расхода топлива из-за изменения характеристик выпускного тракта.
- Потребуется перепрограммирование ЭБУ, так как из-за удаления катализатора с кислородными датчиками постоянно будет подаваться сигнал неисправности системы.
Удаление катализатора в Омске и установку обманки можно выполнить бесплатно и качественно на СервисМоторс.